Развитие логического мышления на занятиях в группе продленного дня
Развитие логического мышления на занятиях в группе продленного дня
Автор: Бакулина Анна Николаевна
ГБОУ "Гимназия № 524", Санкт-Петербург
Существует мнение, что логическое мышление учащихся развивается только на уроках математики.
Однако не следует забывать ,что искусство рассуждений одинаково необходимо во всех науках и сферах мыслительной деятельности человека, а следовательно, умение рассуждать, доказывать и опровергать сказанное должно формироваться не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности, на другом материале, чем может предоставить традиционный курс математики. Поэтому целесообразно проводить занятия, на которых учащиеся получали бы элементарные знания законов логики и учились их использовать. Важнейшими требованиями в режиме работы ГПД являются обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально.
Цели и задачи занятий в группе продленного дня: развивать познавательные процессы, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, творческие способности.
Для осуществления этих целей провожу занятия по моделированию, логике, литературные часы, экскурсии, беседы, конкурсы и т.д.
Остановимся подробнее на занятиях по моделированию.
Теоретические занятия включают задания, направленные на развитие творческого и логического мышления младшего школьника: умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду»; «Найди лишнюю фигуру»; «Что изменилось?»; «Чем похожи эти предметы? Чем отличаются?»; «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду»; «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»; «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?»; «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру», задачи на сообразительность и задачи-шутки.
На занятиях по моделированию дети выполняют задания, которые дают возможность на практике применять полученные знания. Это оригами, работа с линейкой и угольником, с шаблоном и трафаретом, аппликация из геометрических фигур, паззлы, конструкторы.
Обучение в группе должно быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями детей. В занятия включаются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты и даже подвижные игры, которые тоже учат думать: игры на развитие внимания и закрепление терминологии; игры-конкурсы( с делением на команды); сюжетные игры на закрепление пройденного материала; интеллектуально-познавательные игры.
Приведем несколько примеров.
1. «Разложи по порядку».
Предлагается ряд картинок, связанных одной темой, но неверно разложенных. Дети должны определить, какая из картинок изображает действия в их последовательности , т.е. разложить их по порядку.
2. «Закрепляем терминологию».
Учитель называет геометрическую фигуру ( четные и нечетные числа, гласные и согласные звуки и т.д.). Если это многоугольник, дети делают упражнения вслед за учителем . Если не многоугольник-хлопают в ладоши.
3. «Хлопаем, топаем».
Учитель задает детям вопрос и предлагает варианты ответов- верные и неверные.
Если ответ верен, дети хлопают, если неверен-топают. Эта игра помогает снять напряжение и немного размяться.
4. «Что, где, когда?».
Дети делятся на две команды .Преподаватель назначает капитанов. Задача команды- придумать вопрос по пройденной теме и ответить на вопрос другой команды. Капитан выбирает, кто задает вопрос, а кто отвечает.
5. «Поймай мяч».
Дети становятся в круг, а преподаватель бросает мяч вверх и задает вопрос, по оговоренной заранее теме. Ребенок, который поймал мяч, отвечает на вопрос.
Подвижные игры на развитие внимания.
1. «Ухо-нос».
По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос.
Учитель выполняет действия по команде вместе с детьми, но через некоторое время начинает намеренно делать ошибки.
2. «Карлики и великаны».
Аналогичная игра: по команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» - встают. Учитель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
3. «Что изменилось?».
Учитель раскладывает на столе несколько предметов, дает детям несколько секунд на их запоминание, а затем меняет предметы местами. Постепенно набор предметов увеличивается, а время на их запоминание сокращается.
Сказки всегда обогащают занятия и делают их увлекательнее, поэтому мы используем сказочные сюжеты занятий, организуем поиск алгоритмов на материале хорошо знакомых сказок, сочиняем свои сказки.
Приведем пример математического путешествия по сказке «Репка».
Распределяем роли: Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Ведущий: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Решил дед вытянуть репку, накормить всю семью. Пошел он на огород. Тянет-потянет, вытянуть не может. Вытянул дед один только листик. ( На каждом листе ботвы и на самой репке написаны задания . Дети выполняют их по ходу сюжета .) Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку. Тянут-потянут , вытянуть не могут. Вытянула бабка один только листик. ( Дети выполняют задание.) Позвала бабка на помощь внучку. …И т.д. до конца сказки.
Задание на репке: «Сделай меня». Делаем репку, например, в технике оригами. На доске появляется целый огород.
Ведущий: Спасибо всем за работу. Без вас трудно пришлось бы сказочным героям. В благодарность за это репка приготовила вам сюрприз. Давайте посмотрим, что у нее внутри.( Внутри могут быть угощения для детей или сувениры.)
адания на сообразительность и задачи-шутки.
1. Рассмотрите рисунок, покажите на нем все геометрические фигуры. Сколько их?
2. Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
3. Сколько горошин может войти в один стакан?
4. На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько яблок стало на столе?
5. Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько их было? ( Трое )
6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
7. В комнате было 8 утят, 3 кролика, 5 щенят, 3 кошки, 2 курицы и 1 петух. Тут в комнату зашел хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? (Две, остальные – лапы.)
8. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а стрелочный будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор? (1 час.)
9. Вставьте недостающие числа.
6+2=_ 5+4=_ 3+_=7 8-_=5
_+4=8 _-3=6 5+_=7 6-_=2
10. Прочитайте слова.
ФАШК КАЛОШ МРИПЕР
ЛУТС АПАРТ ТЬЯП
Не у каждого есть талант к сочинительству. Игры помогут не только раскрыть его, но и развить.
Игры на развитие творческих способностей.
1. «Чайнворд».
Придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего.
2. «Ягодные сказки».
Можно придумывать сказки, которые объясняли бы явления из какой-либо области. Почему вишни растут парами? Почему ежевика колючая? Откуда у земляники крапинки?
3. «Буриме».
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам .Например, по таким: конь-гармонь-огонь-ладонь; бег-снег-век-человек.
4. «Мемуары».
Участникам игры предлагается написать мемуары от имени: старого футбольного мяча, старой куклы, чайной чашки.
5. «Расшифруй слова».
Представьте, что простые слова - это аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки: ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, НЕТ, ДА, УРА, ЗАТО, ПОТОМ,ЧТО. Например: ГАЗ - громкий автомобильный звук.
Систематическое использование на внеурочных занятиях специальных заданий развивает логическое мышление, внимание, память, расширяет кругозор учащихся, позволяет им уверенно ориентироваться в окружающей действительности и активно использовать полученные знания в повседневной жизни.
Литература:
1. Анисимова Т.Б. Продленка: Игры и занятия для школьников. Феникс 2005.
2. Сычева Г.Н. Олимпиадные и развивающие задания по математике в начальной школе. Феникс 2016.
3. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах. Феникс 2008.