Применение инновационных технологий в условиях профессиональной подготовки коррекционных групп
Применение инновационных технологий в условиях професиональной подготовки коррекционных групп
Автор: Пятинина Раиса Михайловна
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум», г. Казань
Главный принцип инклюзивного образования – «Не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». На обучение по программам профессиональной подготовки поступают выпускники коррекционных школ с различными диагнозами – ДЦП, нарушениями аутистического спектра, синдромом Дауна, нарушениями интеллекта. Работа в коррекционной группе требует от педагогов знаний новых методик преподавания. Важно сформировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья положительное отношение к процессу образования, вовлечь каждого в активный познавательный процесс, обеспечить широкое общение со сверстниками.
На основе внедрения программы профессионального развития «Преобразование обучения для ХХI века» преподавателям предлагается введение элементов сингапурской методики обучения в школах. После ознакомления с новой системой преподавания возникло желание апробировать некоторые элементы в условиях профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ. Данный метод основан на командных формах работы, создании психологически комфортной безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как академических целей, так и классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды). Традиционное обучение основывается на принципе «учитель-ученик». За урок успевают ответить не более пяти обучающихся, а сингапурская система рассматривает задействие всей группы. Педагог, излагающий догмы своим обучающимся, превращается в активного преподавателя, что приводит к совместному обучению. Само занятие больше напоминает игру и создается обстановка, скучать при которой не придется. Общий результат достигается при отслеживании всего процесса урока и при выполнении каждым строго отведенной ему части работы.
В каждой команде по четыре человека. Поскольку для активизации мыслительной деятельности необходим кислород, предлагаются задания, связанные с движением. Например, при звуках музыки все встают и дотрагиваются до одной стены, двух столов, трех стульев и группируются в команды. Дальше использую структуру ТИК-ТЭК-ТОУ. Все учащиеся получают по четыре листочка, на которых пишут слово по изучаемой теме, произносят и кладут лицевой стороной вверх. Затем перемешивают и раскладывают как в игре «крестики-нолики», каждый выбирает направление и берет 3 слова, из которых надо составить предложение. Например, при изучении комнатных растений используются любые слова этой темы: полив, листья, хлорофитум, драцена и др. Из этих слов можно составить такие предложения: Драцена и хлорофитум - декоративно-лиственные растения. У драцены листья шире, чем у хлорофитума. Драцена – дерево, а хлорофитум -травянистое растение. Драцена и хлорофитум родом из тропиков.
При применении структуры КУИЗ КУИЗ ТРЭЙД (опроси, опроси, поменяйся карточкой) двое отвечают, один говорит, другой слушает, потом наоборот. А затем второй вспоминает, что говорил первый. Учащимся нравится работать с карточками, задавать вопросы партнеру по плечу (сидящему рядом) и по лицу (сидящему напротив). Вместе выполняя задание, проверяя друг друга, лучше запоминается и усваивается учебный материал.
Я не озвучиваю, а объясняю сложные термины. КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – это обсуждение по очереди, СТУ ЗЕ КЛАСС – выпиши подходящие слова. Еще одна структура выглядит так: повторяя тему, учащиеся перемещаются по разным местам кабинета, где указаны правильные ответы. А поднятая вверх рука педагога, которая призывает учащихся к работе с преподавателем называется ХАЙ ФАЙВ. Использую также предложенные методикой жесты. Например, задаю вопрос: «Верно ли, что у тюльпана пленчатая луковица?». Учащиеся отвечают жестами: большой палец вверх – согласие с утверждением, палец в сторону – несогласие.
Для формирования команды использую структуру ТИМБИЛДИНГ. На листе схема, где секторами обозначены места, кто что любит. И если это совпадает с другими мнениями, заносится в сектор «Все». Затем команда, используя три слова, придумывает себе название. Например, за столом четыре девушки, все любят лето и красивую обувь – команда «летние босоножки». Но это еще не все, нужен девиз или кричалка, где обязательно нужно соприкоснуться руками и громко сказать, к примеру, «идем по жизни легко».
Работа в группе по четыре человека, в паре с партнером по плечу, по лицу удобны при повторении и закреплении темы; при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению.
Похожие элементы практиковались и раньше, сейчас они поменяли термины и представлены в новой форме. Однако, в таком методе обучения нет места дифференцированному и индивидуальному подходу. У всех обучающихся равный статус, время на выполнение работы у всех одинаковое и одинаковая очередность высказываний. Это вызывает определенные трудности, учащиеся с сохранным интеллектом с удовольствием включаются в работу, другие «тормозят», но адаптировать методику под особенность группы нельзя. Такой метод нравится слабым учащимся, находясь в команде, они чувствуют себя психологически комфортно и безопасно. Занятия проходят шумно, весело, в обстановке активности и заинтересованности.
Использование инновационных технологий предполагает большую подготовительную работу преподавателя, приходится тщательно готовиться к уроку. Я применяю несколько структур, а их около двадцати, при изучении новых тем пользуюсь традиционными методами.
Инновационные технологии в условиях инклюзивного обучения помогают преодолеть пассивную позицию в учебном процессе. Обучающийся, однажды переживший успех, захочет повторить его снова. Задача преподавателя, как педагога – подвести каждого к своему успеху.