Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста
Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста
Автор: Кармак Виктория Павловна
(МДОБУ «Детский сад № 8 «Сказка», г. Волхов)
Дошкольное детство – это очень важный период жизни ребёнка. В это период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы.
А. А. Люблинская ещё в середине 20 века обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. И итог прошедшего столетия однозначен – без игры нет развития детей. Поэтому обществу не безразлично, играют ли дети, во что играют, и какие причины лежат в основе игровых действий.
Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.
Одной из своеобразных особенностей игры, не встречающейся больше ни в какой другой деятельности, является своеобразное сочетание вымысла детей с тем равнением на реальность, которую они отражают в игре. Сами «выдумки» представляют большой интерес для понимания природы игры. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворённость детей самим процессом игры, в наибольшей мере, отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра современных дошкольников по-прежнему является идеальной формой освоения взрослой жизни.
Какова же роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста?
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные функции.
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постоянно в игре ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
В игре со стороны детской личности формируется в единстве и взаимодействии.
Игра – подлинная реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Но, к сожалению, в последнее время в практике работы воспитателей детских садов все большее внимание занимают регламентированные виды учебной деятельности – занятия, подготовка к праздникам, экспериментирования и т.п. Сюжетно-ролевая, творческая игра зачастую вытесняется дидактическими «обучающими» играми. Все это приводит к однобокому развитию детей, основанному на организованном обучении.
Какие условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры были привлекательны?
Во-первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.
Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
Структура сюжетно-ролевой игры
1. Зачин сюжетно-ролевой игры
Зачин сюжетно-ролевой игры – это ее начало.
Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что младшие дошкольники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на него определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к предметным действиям.
Педагог начинает игру самостоятельно, дети проявляют к ней интерес и постепенно втягиваются в нее.
Для того, чтобы начать игру, педагогу необходимо заранее подготовиться к ней.
2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре
1) Определение места проведения игры
Место проведения сюжетно-ролевой игры определяется и подготавливается педагогом заранее. Все зависит от масштаба игры, сюжета и необходимых атрибутов. Также, необходимо учесть, что в ходе игры могут добавляться все новые и новые сюжеты, вследствие чего, игра может перемещаться и другие зоны группы.
2) Подготовка атрибутов
3) Распределение ролей
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры – процесс довольно эмоциональный.
При распределении ролей необходима помощь педагога.
3. Ход игры
1) Ролевые действия
2) Ролевые диалоги
3) Раскрытие сюжета
4. Окончание игры
Сюжетно-ролевые игры для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Предлагая игру «Семья», создайте необходимую обстановку и подумайте, в чём будет заключаться игра на сегодняшний день, ведь для ребёнка 3 лет достаточно трудно выполнять много разнотипных действий. Например, вы сегодня будите кормить куклу Аню. Тогда вам необходимо поставить плиту, взять посуду, поставить стол. Начните игру самостоятельно: скажите, что кукла Аня только что пришла с прогулки, она проголодалась, предложите покормить куклу. Пусть ребёнок самостоятельно начнёт игровые действия, понаблюдайте за ним. Если Вы заметили, что ребёнок выполняет однотипные действия, то поиграйте вместе с ним, добавив в его игру ещё пару, тройку новых действий. Например, Вы заметили, что Ваш ребёнок «варит суп» и тут же приступает кормить Аню.
Поиграйте вместе с малышом, скажите, можно я поиграю как ты? Повторите его действия, а потом сакцентируйте внимание на новых действиях. Проговаривайте свои действия: «Сначала надо накрыть на стол – я постелю скатерть и порежу хлеб, теперь я сварю суп для Ани, я буду варить овощной суп, для этого я возьму… Пусть суп варится, а я пока приготовлю второе. На второе у меня будут макароны с котлетой… Надо заварить чай… Аня, ты помыла руки? Садись за стол, сейчас будем обедать. При этом необходимо осуществлять действия, которые видел ребёнок в реальной жизни: помешивать суп ложкой, подвязать кукле салфеточку перед едой, кормить её ложкой или вилкой, напоить чаем, помыть посуду. Ближе к четырём годам можно расширить действия – после обеда уложить куклу спать, почитать ей книжку после сна или предложить её какую-нибудь игру. Вот примерное содержание сюжетно-ролевой игры «Семья» для ребёнка 3 – 4 лет.
Начать играть в игру «Больница» можно примерно так. Обратите внимание на то, что у какой-нибудь игрушки перебинтована лапка и предложите открыть больницу и вылечить всех зверей. Опять же все действия должны быть знакомы ребёнку: Осматриваете, например, мишку, смотрите его горлышко, затем слушаете его фонендоскопом, можно измерить пульс, выписываете лекарство. Следующему «пациенту» можно сделать укол (дети это просто обожают!) и перебинтовать лапу и т.д. Затем действия повторяются. Разговаривайте с вашими «пациентами», пусть ребёнок тоже активизирует свою речь благодаря игровым действиям.
Что касается игры «Магазин», то здесь следует сделать некоторое уточнение — лучше всего играть в «Магазин игрушек» или в «Продуктовый магазин» — это ближе всего ребёнку. Раньше трёх лет не следует вводить эту сюжетно-ролевую игру, т.к. ребёнку ещё очень трудно понять особенности взаимодействия продавца и покупателя. Для этой игры тоже важны особые атрибуты, например, кассовый аппарат, весы, продуктовая корзинка, продукты или игрушки. Сейчас в магазинах очень много таких атрибутов, но их можно изготовить и самостоятельно. Кассовый аппарат можно изготовить из обувной коробки, а продукты, например, овощи – из солёного теста. Поверьте, с такими игрушками ребёнок будет играть с большим удовольствием, чем с покупными, ведь их сделал он САМ, с помощью своей любимой мамы.