Развитие речи: когда обращаться к логопеду
Развитие речи: когда обращаться к логопеду
Автор: Степакова Евгения Александровна
МАОУ СОШ № 17, г. Долгопрудный
В 1 год ребенок...
· начинает узнавать названия предметов и частей тела (например, мягкая игрушка, нос, пальцы ног);
· начинает искать предмет, когда его спрашивают, где он находится (например, «Где твои пальцы на ногах?», «Где котик?»);
· отличает людей, которых знает;
· может отдалиться от незнакомого человека;
· указывает и издает звук, чтобы о чем-то попросить;
· может начать использовать несколько простых слов;
· имитирует простые звуки;
· машет рукой «пока»;
· поворачивает голову, чтобы сказать «нет»;
· совершает какие-либо действия, чтобы увидеть реакцию других людей (например, прячет лицо под одеялом);
· тянет родителя за руку или за одежду или поднимает руки, чтобы его взяли на руки.
В возрасте 1 года логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· издает мало звуков или вообще не издает их (например, вокализации, лепет);
· не отзывается на свое имя;
· не узнает предметы со знакомыми названиями (например, бутылочка, одеяло);
· не показывает то, в чем нуждается.
В возрасте полутора лет ребенок...
· рассматривает изображения;
· реагирует на просьбу «Дай»;
· может указывать на одну или несколько частей тела;
· спонтанно произносит от 3 до 10 слов;
· смешивает слова и лепет;
· может имитировать звуки животных;
· говорит не перебивая.
В возрасте полутора лет логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· не отзывается на свое имя;
· не понимает простых и обычных просьб (например, «Сядь»);
· произносит только гласные;
· общается, используя только жесты;
· мало лепета;
· не говорит ни слова, даже «мама» или «папа»;
· не пытается повторить то, что слышит.
В 2 года ребенок...
· понимает простые просьбы (например, «Пей свой сок»);
· может самостоятельно идентифицировать части тела;
· слушать простые истории из книжки с картинками;
· произносит названия предметов, действий и имена людей;
· начинает складывать два слова вместе (например, «Еще молочка», «Пока, папа»);
· задает вопросы (например: «Что это?», «Где папа?»);
· любит повторять за взрослыми (например, имитирует домашние дела).
В 2-летнем возрасте логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· понимает лишь несколько знакомых слов (например, «ванна», «сон», «сок», «на улице»);
· не имитирует шумы и звуки (например, звуки животных, шум автомобиля и т. д.) или слова;
· произносит лишь несколько внятных слов;
· говорит менее 40 слов;
· не составляет 2 слова вместе.
В 2,5 года ребенок...
· выполняет просьбы, состоящие из двух связанных шагов (например, «Возьми пальто и положи его на стул»);
· идентифицирует изображения, когда вы их называете;
· часто образует комбинации из двух слов;
· иногда образует комбинации из трех слов;
· использует простые местоимения (например: «я», «ты»).
В возрасте двух с половиной лет логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· не понимает вопросов с выбором (например, «Хочешь молока или сока?»);
· не понимает вопроса «Что это?» ;
· не может следовать простым инструкциям в контексте (например, «Иди возьми пальто», когда родители готовы выйти на улицу);
· объясняется непонятно для родителей;
· говорит менее 100 слов;
· редко произносит высказывания из двух слов;
· может назвать только ограниченное количество объектов.
В 3 года ребенок...
· использует многие слова, в том числе глаголы (например, «бежать», «прыгать», «сидеть»), предлоги (например, «в», «под»), местоимения (например, «я», «ты») и сравнительные прилагательные (например, «маленький», «большой»);
· использует короткие предложения (например: «Я сделаю это»);
· произносить слова четко, но не идеально;
· просит предметы, называя их;
· задает простые вопросы (например: «Что это?»);
· начинает рассказывать простые истории.
В 3-летнем возрасте логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· не в состоянии узнать знакомые предметы по их названиям;
· не понимает простых вопросов (например: Кто?, Что?, Где?);
· не понимает простых инструкций, не сопровождающихся естественными жестами (например, «Положи пальто на стул»);
· не понимает базовых понятий (маленький/большой, высокий/низкий);
· общается невербально, используя жесты, или выражается путем сочетания жестов и отдельных слов;
· редко составляет фразы из 3 слов;
· объясняется непонятно для родителей.
В 4 года ребенок...
· понимает большую часть того, что ему говорят;
· понимает слова, выражающие понятия размера, пространства и количества;
· понимает инструкции, состоящие из двух или трех действий (например, «Посмотри на стол и возьми книгу, которую хочешь прочитать»);
· может определять цвета по их названиям;
· понятен для большинства людей;
· использует предложения из 4–5 слов;
· задает разные вопросы (например, «Как», «Почему», «Когда»);
· может вести долгие беседы с другими;
· использует язык, чтобы шутить, дразнить и подражать.
В 4-летнем возрасте логопедическая консультация рекомендуется, если ребенок...
· повторяет вопросы вместо того, чтобы отвечать на них;
· не понимает вопросы, относящиеся к прошлому событию (например, «Как ты поранился?»);
· неадекватно отвечает на вопросы (например, вопрос: «Где котик?» ответ: «Котик черный»);
· испытывает трудности с пониманием пространственных предлогов (например, «на», «в», «под» и т. д.), а также с распознаванием и названием цветов;
· выражает свои мысли, используя предложения телеграфного стиля (например, «папа ест торт»);
· часто делает неуместные комментарии.
В 5 лет ребенок...
· понимает сложные инструкции (например: «Пожалуйста, соберите свои игрушки и иди помой руки перед ужином»);
· понимает и задает много вопросов, в том числе вопросов, начинающихся со слова «как»;
· понимает разницу между «полным» и «пустым», «сильным» и «слабым»;
· легко объясняется с окружающими его людьми, и они его понимают;
· использует полные предложения из 4–8 слов;
· может рассказать о длинной истории, которую ему прочитали, или придумать свои собственные истории.
В 5 лет консультация логопеда рекомендуется, если ребенок...
· испытывает трудности с ответом на открытые вопросы (например, «Почему мальчик плачет?»);
· испытывает трудности с выполнением длинных и сложных инструкций (например, «до/после»);
· испытывает трудности с пониманием абстрактных понятий (например, числа, первый/последний);
· часто делает неуместные замечания, имеет бессвязную речь;
· не образует сложных предложений из двух частей (например: «Мальчик плачет, потому что его обидели»).
После 5 лет...
У некоторых детей болезнь не выявляется до 5-летнего возраста. Когда родители или педагоги сообщают, что у ребенка возникают трудности с выполнением указаний, составлением грамматических предложений, выражением идей и поиском слов после 5 лет, следует обратиться к логопеду.