Театрализованные игры с детьми младшего дошкольного возраста
Театрализованные игры с детьми младшего дошкольного возраста
Авторы: Афанасьева Екатерина Евгеньевна
и Бабаева Солмаз Кадыровна
Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…». Б.М. Теплов.
Вся наша жизнь – игра, как гласит известное изречение. В этой игре есть роль у каждого. Но как научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать? Именно для этого и существуют игры в театр, или как мы говорим, театрализованные игры.
Именно поэтому в планировании работы в группе нами большое внимание уделяется детской театрализованной деятельности. Театрализация помогает детям войти в мир прекрасного, хорошо развивает воображение, память, речь, коммуникативные способности, а также творческие возможности воспитанников.
Одновременно театрализованная деятельность помогает в решении большинства педагогических задач, и что особенно важно в духовно-нравственном воспитании, которое в настоящее время является приоритетом в современном обществе.
В младшем дошкольном возрасте главная задача педагогического сопровождения заключается в том, чтобы помочь ребенку перейти от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности, от индивидуальной игры и игры рядом, к игре с группой сверстников, а также от имитации действий героев, к поиску их основных эмоций, созданию образа героя.
Несмотря на это, «театр воспитателя» - остается основным и самым эффективным средством формирования интереса к театрализованным играм. Благодаря кукольным спектаклям на основе знакомых ребенку стихов, сказок, потешек малыши с интересом включаются в деятельность, помогают дополнить отдельные фразы героев, устойчивые обороты зачина («Стоит в поле теремок – теремок, он не низок не высок») и концовки сказки («Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»).
На данном этапе необходимо зафиксировать внимание детей на том, что в конце представления куклы кланяются и просят, чтобы зрители им похлопали в ладоши и поблагодарили за выступление. Для этого целесообразно использовать говорящие перчаточные куклы, это помогает нам от их лица поблагодарить и похвалить детей, так же данные куклы могут здороваться и прощаться с детьми.
К середине учебного года детский игровой опыт начинает постепенно расширятся, так как дети взрослеют и начинают осваивать разновидности игры – драматизации.
Игры – драматизации можно разделить на несколько видов:
- игра – имитация отдельных действий человека или животных; а также игра - имитация основных эмоций человека;
- игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя;
- игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку;
- однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
Отдельно хочется выделить игры - импровизации по текстам коротких сказок, рассказов, которые рассказывает воспитатель, это особый вид творчества, в котором сочинение происходит в момент его исполнения.
Особую роль в развитии творческих способностей играют игры инсценировки. Ребята младшей группы уже могут обыграть ролевые диалоги героев сказок, они могут подобрать интонацию, мимику, жесты. В момент инсценирования фрагмента сказки, с детьми можно придумать и обговорить, какой был герой, какие он говорил слова, как двигался и т.д.
Для того чтобы получить результат в театрализованной игре и показать красивую сказку, наша работа делится на несколько этапов:
1. Необходимо несколько раз рассказать сказку детям для того, чтобы они постепенно усваивали сначала общий сюжет, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев и запоминались их диалоги.
2. После этого с детьми ищем образ героя, обыгрываем пантомимические этюды, далее ищем интонацию и голос героя. После этого необходимо приступить к созданию декораций совместно с детьми, это веселое и увлекательное занятие, позволяет детям глубже погрузиться в игру.
3. Мы с нашими детьми в своих сказках придумываем мизансцены, но эта идея к нам пришла не сразу, когда мы только начинали ставить спектакли, наши герои сидели на стульчиках и ждали своего выхода.
4. В процессе подготовки спектаклей, прочтения книг, рассматривая иллюстраций и в процессе обсуждения, мы с детьми пришли к выводу, что для каждого героя необходимы декорации, так как лягушка и медведь не могут жить в одном месте. Это безусловно важный момент в организации работы.
Мы начали развивать предметно-развивающей среду. Именно поэтому в нашей группе был создан уголок театрализованной деятельности. В нем собрано большое количество видов театра, таких как: настольный театр, куклы варежки, театр игрушек, верховой театр, театр кукол би – ба – бо, стендовый театр (к которому относится театр на фланелеграфе, магнитный театр и театр теней), театр марионеток, театр масок, театр на палочках, ролевой театр и т.д. так же для поддержания и развития театрализованной деятельности в группе имеются театральные атрибуты и аксессуары. Данный уголок постоянно пополняется, мы не стоим на месте и ведем постоянную работу над этим.
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить что роль театрализованной деятельности в развитии и становлении дошкольника невозможно переоценить.
На протяжении всего года дети, принимая участие в театрализованных представлениях на всех этапах подготовки, знакомились с окружающим миром, с многообразием образов различных героев, как людей таки животных, красками, звуками. Правильно поставленные вопросы стимулировали детскую мыслительную деятельность, помогая думать и анализировать, принимать решения и делать определенные выводы. Такая деятельность помогает детям познавать и осознавать окружающий мир, прекрасно развивает выразительность речи.
На основе мониторинга мы можем с уверенностью констатировать, что театрализованная деятельность способствовала развитию чувства эмпатии к персонажам проигрываемых сюжетов, речь стала более разнообразной, обогащённой, эмоционально окрашенной. Занятия театрализацией помогли нам в формировании основных понятий о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, умении взаимодействовать друг с другом
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б.М.Теплов.
Список литературы:
1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – СПб: «Детство Пресс», 2017. – 128с.
2. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. М.,2018.
3. Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Москва, Творческий центр «Сфера», 2016г.