Нравственность и воспитанность
Нравственность и воспитанность
Автор: Полякова Анна Викторовна
ГБДОУ "Детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: воспитывать нравственного ребенка - значит учить его жить согласно золотому правилу: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Но прежде чем ребёнок усвоит это правило, он должен научиться сочувствию, должен быть способен обдумывать свои действия и оценивать последствия своих действий для себя и других. Именно так закладываются основы нравственности.
Ключевые слова: ценность, нравственность, воспитание, образец.
Уильямс Сирс как-то сказал своему сыну: «Жизнь-это нечто наподобие хождение под парусами. И там и тут существуют правила. Мы не в состоянии изменить ветер или силу волны, но мы можем выбирать маршрут и должны устанавливать паруса наивыгоднейшим образом, чтобы попасть туда, куда хотим. Если нас настиг шторм, мы бросаем якорь и пережидаем его. Если мы не будем следовать этим простым правилам, наше судно будет бесценно кружить по воле ветров и волн. Возможно, нам повезёт, и мы благополучно поплывём в нужном нам направлении, но, скорее всего, мы разобьёмся о скалы. В каждом из нас заложены некие правила, позволяющие нам двигаться в нужном направлении и бросать якорь в трудные времена. Эти внутренние правила мы зовём «нравственностью». Если ты следуешь этим правилам, у тебя будет больше шансов быть счастливым. Когда мы устанавливаем наши паруса правильно, судно движется в гармонии с ветром и волнами. И тогда мы говорим: «Всё идет своим чередом!» Когда ты правильно устанавливаешь свою внутреннюю систему руководящих принципов, ты ощущаешь удовлетворение собой – ты в гармонии с самим собой. Жизнь будет идти плавно и уверенно, если ты делаешь правильный выбор».
Родители- первые учителя, обучающие ребёнка нравственности. Для того что бы ребенок стал морально устойчивой личностью, ему необходимо иметь устойчивую опору на каждом из этапов роста.
1. Этап – младенчество. Младенец не способен рассуждать о нравственности, разве что он различает благостность и дискомфорт, которое он испытывает. Проведя 9 месяцев у мамы под сердцем, он является в наш мир с ожиданием, что забота о нем будет продолжаться. Никогда прежде не испытывавшей голода, новорожденный ощущает, что голод это плохо, потому что голод причиняет физические страдания. Не знавший что такое остаться без внимания решит, что быть в одиночестве – это плохо. Находиться на руках возле родителей – это хорошо. Младенец ощущает себя центром мира, и на этом этапе у маленького ребенка возникает чувство благополучия, которое он отождествляет с «нормой».
2. Этап – «ходунковый» возраст. К полутора годам дети узнают что в «их» мире живут другие люди и у них есть свои потребности и права. В родном доме существуют «некие правила», и ребенку следует научиться жить согласно этим правилам, что его огорчает. Ребенок еще не имеет способности судить, что хорошо а что плохо; его пока направляют другие, и такое руководство из вне противоречит его внутреннему побуждению делать то что хочется. Ребенок еще не способен понять что он причиняет кому то боль, когда бьет кого то. Бить – это «плохо», но только потому, что так говорят его родители или же потому, что они наказывают его за такие действия. В зависимости от способа, которым родители внушают ребенку, то как он должен себя вести, ребенок привыкает думать что послушание – норма.
3. Этап – дошкольный возраст. Это этап связан с важнейшим поворотным моментам в нравственном развитии ребенка: ребенок начинает усваивать ценности семьи (процесс интернализации) то, что имеет значение для родителей, теперь имеет значение и для него. Шестилетний ребенок может сказать своему товарищу: «в нашей семье мы …». И речь пойдет о нормах ребенка. Как только эти нормы станут составной «я» ребенка, он будет руководствоваться в своем поведении этими внутренними правилами, в прочем, ему понадобиться постоянные напоминания со стороны родителей и «закрепление» усвоенного. Позже на этом этапе дети начинают понимать суть золотого правила и уже учитывают последствия своих поступков для других людей, так же то, что у других есть права и свое мнение; дети учатся поступать обдуманно. Дети способны устанавливать причинно-следственные связи. Если между родителем и ребенком сформировано привязанность ребенок ведет себя хорошо, потому что в течение нескольких лет он получал от родителей наставления положительного характера. Ребенок лишенный привязанности может поступать по принципу: «все, что я делаю, хорошо, пока меня не поймали».
4. Этап – с 7 до 10 лет. Дети начинают задаваться вопросом: «действительно ли учителя и родители непогрешимы». Дети уважают взрослых справедливых и знающих. Они верят, что им надо слушаться родителей, и считают, что если кто то нарушает какое то правило им должны указать, их должны поправить. Эти «надо» и не «надо» столь крепко усвоены детьми что порой делает из них ябед.
Дети в возрасте 7-10 лет имеют четкое представление о справедливости, понимают необходимости правил и стремятся сами участвовать в их разработке. Дети уже считают, что у них есть право на свое мнение, и они начинают выбирать полезные для себя ценностные ориентиры.
5. Этап – предподростковый и подростковый возраст.
Дети этой возрастной группы стремятся завоевать всеобщее признание. Они очень ранимы и болезненно реагируют на давление сверстников, для них большое значение имеют ценностные ориентиры сверстников. Продолжая выбор подходящих им ценностей, дети могут, поколебавшись, обратиться к иной системе ценностей, чтобы проверить, какая лучше для них. Ребёнок этого возраста уже рассуждает о реальных ценностях и проявляет интерес к тому, что полезно для общества. И теперь родители для детей- скорее, советчики, чем власть, которой надо повиноваться.
Нравственное развитие личности от поры младенчества до вступления во взрослую жизнь проходит несколько стадий: сосредоточенность на своём «Я» (Это хорошо, потому что мне от этого хорошо) сменяется сосредоточенностью на других (Это хорошо, потому что так поступают в нашей семье), а затем настаёт череда абстрактных моральных рассуждений (Это хорошо, потому что это действительно хорошо).
Выходит, что первые шесть лет жизни, ели с родителями выстроены отношения на чуткости и доверии, пора широких возможностей для закладки нравственности. Это время, когда ребёнок безоговорочно усваивает положительные нравственные качества, следуя родительскому примеру. Ваши ценности, нравственно положительные или же нет, теперь составляют «Я» вашего ребёнка.
В возрасте от семи до десяти лет, ребёнок рассуждает о том, что хорошо и что плохо. Тут ребёнок поступает хорошо, потому что так и надо поступать. К семи годам большинство детей уже имеет представление о «норме». Если чуткость, заботливость и сочувствие- это практика в семье, где растёт ребёнок, они для него «норма», и он сам будет действовать так же.
Далее ребёнок сталкивается с детьми, у которых иные «нормы». Но, поскольку, его нравственный кодекс является частью его «Я», иные ценности ему покажутся чуждыми, странными. И он становится нравственно разборчивым: ребёнок принимает те ценностные ориентиры, которые подкрепляют его чувство благополучия, и отказываются от тех, которые вредят ему.
Тяжело детям, где нравственные качества не обсуждаются, где их не прививают. Поскольку у него нет системы отсчёта, из которой можно было бы исходить, он заимствует чужие ценности или же меняет ценностные ориентиры, приспосабливаясь к требованиям момента.
Родители должны «насытить» здоровыми образцами своих детей в дошкольные годы, наиболее благоприятные, для того чтобы дети смогли разбираться в образцах, с которыми столкнуться позже.
Предоставляя здоровые образцы, не означает быть идеальными родителями: каждый время от времени разражается гневом. Общая модель вашего поведения - вот что становится главным для ребёнка, а не случающиеся у вас промахи. В этих случаях, ребёнку следует объяснить, что людям свойственно ошибаться, но они так же отвечают за свои ошибки и исправляют их.
Вы показываете образец того, как надо жить, самой своей жизнью. Всё, что вы делаете на глазах у ребёнка, он сравнивает с вашими словами и задумывается: на сколько серьёзно мама и папа соответствуют тому, что говорят.
Дети очень чувствительны к лицемерию. Если ваши дела расходятся с вашими словами, дети привыкнут не доверять вам.
Так же корректируйте внешние воздействия, которые могут оставить в уме ребёнка вредные образцы. Например: няни, воспитателя, учителя, другие дети, телевизор, интернет.
Не упускайте поучительные моменты, а также случаи в повседневной жизни семьи, которые дают, вам возможность обсудить с ребёнком проблемы морали. Можете обсудить и телегероев. Заводите с детьми разговоры о текущих событиях, побуждайте высказывать своё мнение. Пусть в вашей семье идут оживлённые споры. Уважайте мнение детей, даже, если вы не разделяете их.
Вам следует знать, как ваш ребёнок рассуждает в моральном аспекте на каждой из ступеней развития. Вовлекайте его в ситуации, требующие решения вопросов морали.
Этика - важная вещь для ребёнка, потому что он руководствуется этикой в своём выборе. Если ребёнок эгоистичен, материалистичен, если не умеется сопереживать другим, он думает, прежде всего, о том, что хорошо для него, и ищет лёгкие пути. Если же способность сопереживать глубоко укоренилась в ребёнке, он будет всегда завоёвывать симпатию окружающих, ведь он готов проявлять заботу о других.
Внушайте ребёнку свои моральные принципы денно и нощно и неуклонно укрепляйте его нравственность, пока вы имеете на него влияние. Вам бы хотелось, чтобы ваш ребёнок поступал правильно, а не просто делал то, что целесообразно в данной ситуации. А чтобы так и было, он должен действовать, исходя из внутренних убеждений, которое формируется не один год.
К семи-десяти годам дети начинаю испытывать сильное давление со стороны сверстников. Если у ребёнка отсутствует внутренняя система руководящих принципов, показывающая ему, какой сделать выбор, ребенок скорее станет жертвой такого давления. Если в стенах родного дома и в самом ребёнке система руководящих принципов устойчива, ребёнок не откажется от родительских ценностных ориентиров и от своих собственных, глубоко укоренившихся в нём. Такой ребёнок сделается лидером у сверстников вместо того, чтобы равняться на них; он будет прокладывать свой курс, он будет держаться этого курса, даже если ему придётся плыть против течения.
Наука о том, что хорошо, а что плохо, должна преподноситься ребёнку терпеливо и со всем возможным усердием. Воспитывайте детей неравнодушными!
Список литературы:
1. Медина Джон. Правила развития мозга вашего ребёнка / Джон Медина; (пер.с англ. Ю.В.Рябининой). Москва: Эксмо, 2019. 416с.-(Психология. Мозговой штурм).
2. Млодик И.Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться-4-е изд.-М.: Генезис, 2018. 232с.
3. Сирс Уильям. Воспитание ребёнка от рождения до 10 лет / Уильям Сирс, Марти Сирс (пер.с англ.Н.Падалко). Москва: Издательство «Э». 2017. 448с.