Логопедическое развлечение «В стране звуков и букв - Грамматика»
Логопедическое развлечение «В стране звуков и букв - Грамматика»
Автор: Куриленко Т.А.
Задачи:
- развитие фонематического слуха и фонематических представлений с помощью обшей моторики с использованием «Речедвигательных упражений»;
- закрепление названий и графических изображений букв с помощью «Пальчиковой гимнастики»
- развитие мышления, внимания, памяти, двигательную активность;
- воспитывать доброжелательность, формировать навыки сотрудничества.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка «Азбука».
Грамматика: Здравствуйте, зовут Грамматика меня! Хотите отправиться со мной в страну Грамматика! Где мы будем с вами играть, шутить и при, этом, конечно, правильно и красиво говорить.
Звучит музыка. Появляется Буратино с корзинкой игрушек.
Буратино: Ребята, здравствуйте, я слышал, вы тут собираетесь играть и шутить? Ой, а я так люблю все это ... И игрушки вот со мной. Можно, мне тоже с вами?
Грамматика: Но для начала нужно сказать волшебные слова.
Грамматика: Здравствуй, Буратино, конечно.
Вместе дружно поиграем.
Звуки мы произнесём.
Буратино: Яяяя, тоже знаю много звуков.
Шелест листьев, плеск волны, звук самолета.
Грамматика: Правильно Буратино. Но наши ребята дружат со звуками речи. Хочешь, и тебя с ними познакомят.
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд
Начинается парад!
Звучит музыка минусовка «Азбука» - девочки встают возле стульчиков на голове шапочки гласных звуков.
Ребенок:
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки - все дети гласные.
О, а, у, э, ы, и - звуки гласные мои.
Их нетрудно перечесть,
Гласных звуков ровно шесть!
Грамматика рассказывает про звуки - девочка звук выходит и танцует под минусовка «Азбука» .
А-а-а…!
Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а…! Пою и я и ты,
Упражнения просты: А-а-а…!
-У-у-у…! – сказала, ёжась, Зина,
Ну, зимой и холодина!
У-у-у…! Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: « У-у-у…»
О-о-о…! Округли красиво губы,
Разомкни немного зубы: О-о-о…!
Язык поглубже убери,
Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о…!
И-и-и…! Какой ты весельчак!
Ты смеёшься звонко так:
И-и-и…! На широком язычке
Звук рассыпался в смешке: И-и-и…!
Э-э-э… Я тебе задам вопрос.
Ты смешно наморщишь нос
И ответишь мне: Э-э-э…
Я не знаю, что сказать,
Может, лучше помолчать? Э-э-э…
Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,
Сладко тянешься спросонья: -Ы-ы-ы…
Поспать ещё часок,
Или, может, выпить сок? Ы-ы-ы…
Грамматика: Гласные тянутся песенкой звонкой,
могут заплакать и закричать.
В темном лесу, звать и аукать,
Но не умеют свистеть и ворчать.
Грамматика: Посмотри, Буратино, что умеют делать наши гласные подружки.
Буратино: Ой, как интересно, а можно мне с ними.
Гласные звуки- выполняют речедвигательные упражнения А У И под музыку.
У - Все на ножки дружно встали.
Руки в кулачки собрали,
И к себе мы их прижали,
А теперь мы приседаем.
Дружно нужно всем подпрыгнуть.
Руки выставим вперед.
Погудим как паровоз.
А - Все на ножки дружно встали.
Руки в кулачки собрали,
А теперь мы приседаем.
Руки в стороны, расставим.
Глазки мы наверх подняли.
Громко А, мы прокричали.
И еще раз поиграли.
И - Все на ножки дружно встали.
Руки в кулачки собрали,
Показали все ок,
А теперь мы вырастаем.
Руки вверх мы поднимаем.
И поем,
И еще раз поиграли.
Грамматика: Ну, что, Буратино, понравился тебе играть с гласными звуками.
Буратино: Да! Очень!
Грамматика: Тогда знакомься со звуками согласными.
Звучит музыка минусовка «Азбука» - мальчики встают возле стульчиков на голове шапочки согласных звуков.
Ребёнок: Мы звуки согласные.
Все мы очень разные.
Свистим, звеним, шипим, жужжим, рычим.
Никогда мы не молчим!
Буратино: Интересно, а я вот замечаю, что все согласные звуки, какие -то разные.
Грамматика: Да, ты прав, Буратино!
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые - словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее - он даже зол.
Грамматика: Послушай, как ласковы мягкие звуки:
Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные, мягкие,
Как травка весной.
Согласные звуки выполняют речедвигательные упражнения П- К.
П - Все на ножки дружно встали.
Руки в кулачки собрали,
И к себе мы их прижали
Поиграем в барабан,
Правой - П и левой - П.
Повтори дружок и ты.
К - Все на ножки дружно встали.
Руки в кулачки собрали,
К плечикам мы их прижали
Ножки вместе.
Дружно мы сгруппировались.
Локоточки вверх подняли.
Голову к себе прижали и присел
К - сказали.
Буратино: А играть ваши звуки умеют в игрушки? Я как раз их захватил с собой.
Грамматика: Наши звуки многое умеют.
Игра «Собери игрушки»
В корзинке игрушки сейчас вы возьмите.
И какой звук в начале определите?
Гласный или согласный!
Ты дружок слово произнеси.
Какой звук определи.
И Звуковичку подари. (Звуковички по цвету красный, синий, зеленый)
Буратино: Молодцы!
Грамматика: Ещё мы знаем, что согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Буратино: А, как это можно проверить?
Грамматика: Наденем мы наушники,
Зажмем мы ушки ручками.
И звук произнесем!
Если звонкий звук в голове гудит, шумит.
Звук глухой и все молчит.
Грамматика: Играем - звук глухой или звонкий определяем.
Игра «Звонкий или глухой?» (карточки колокольчик - наушники)
Глухие звуки звучат глухо,
Голоса в них нет.
Звонкие звуки тревожат ухо,
В них скрыт особый секрет.
Можно все звонкие прокричать,
Попробуем: [б], [в], [г] !
Глухие можно лишь прошептать,
Послушайте: [п], [ф], [к]…
Произнося звук нужно выбрать правильную картинку и поднять ее вверх. Буратино все время поднимает не правильную картинку и ребята его исправляют.
Буратино: Я совсем запутался, но вы ребята молодцы!
Грамматика: А ещё наши ребята знают, что для того чтобы обозначить звуки , нам нужны … ответ детей (Буквы)
Буквы- это специальные символы, значки. Буквы мы видим и пишем. Все буквы собраны в Азбуке. Их можно прочитать.
Буратино: Да!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Я-то свою азбуку продал, думал, что она мне не пригодится. Поэтому, я до сих пор не знаю ни одной буквы.
Грамматика: Не расстраивайся, Буратино, кто стремится к знаниям, тот всегда научится. Присядь и познакомься с необычными буквами. «Пальчиковыми буквами».
Игра «Собери букву из пальчиков»
"У" - улитка, посмотри
Влево букву поверни!
Раз указка, два указка,
Дружно их соединим,
Левый - средний поднимаем,
Букву "А" мы получаем.
Смотрит А конечно прямо.
Посмотри она упряма.
Два пистолета собирем,
Между ними мост возведем.
Левый средний мы подбросим
К указательному подносим.
Что за буква? Помоги!
Дружно, хором скажем И.
Смотрит прямо буква "П"
Пистолеты собери
Вниз ты их переверни.
Буратино: Да здорово у вас тут! Вы столько знаете и умеете.
Грамматика: Так Буратино нужно стараться как наши ребята. И обязательно идти в школу. А мы с ребятами подарим тебе Азбуку. Чтобы ты мог по ней изучать буквы.
Буратино: Спасибо! Я обязательно пойду в школу. А сейчас мне пора к папе Карло! До свидание ребята !
Звучит музыка, Буратино уходит.
Грамматика: И вам ребята пора возвращаться в детский сад. До новых встреч!