Диагностика отношений педагога и психолога к совместной работе
Диагностика отношений педагога и психолога к совместной работе
Автор: Смирова Наталья Станиславовна
Инструкция: ниже даны 18 предложений, которые нужно продолжить, выбрав 1 или 2 варианта. Буквы, соответствующие выбранному варианту, подчеркните.
1. Педагог и психолог могут конструктивно обмениваться результатами своих диагностических практик, если:
а) психолог осуществляет качественный анализ результатов диагностики и пользуется только такими методиками, которые позволяют его осуществить;
б) психолог и педагог понимают друг друга, имеют позитивный опыт общения;
в) психолог по результатам диагностики пишет рекомендации, а педагог может ими воспользоваться;
г) психолог знает и пользует как можно больше разнообразных методик, чтобы как можно лучше исследовать проблему ребенка;
д) педагог имеет представление о методах психологической диагностики и некоторые из них использует в своей практике;
е) педагог и психолог используют средства, изначально дополняющие друг друга.
2. Чтобы помочь ребенку в освоении образовательной программы, нужно:
а) разработать совместную психолого-педагогическую программу помощи ребенку;
б) верить в то, что любой ребенок может хорошо освоить образовательную программу;
в) изменить методы обучения;
г) найти исходную причину затруднений;
д) найти позитивные стороны в развитии ребенка и опираться на то, что получается у ребенка лучше всего;
е) потребовать от родителей уделять ребенку больше внимания (стимулировать их внимание к ребенку).
3. Диагностическая практика психолога эффективна, если:
а) она способствует возникновению интереса у педагога и других специалистов к деятельности психолога;
б) ее результаты используются другими специалистами для определения возможностей ребенка в обучении, выяснения причин возникновения проблемных ситуаций и т.д.;
в) психолог умеет применять сложные методики, требующие длительной обработки;
г) диагностические данные максимально полно используются в коррекционной и консультативной практике психолога и педагога;
д) педагог хорошо ориентируется в содержании и методах психодиагностики;
е) психолог соблюдает этико-профессиональные требования к ведению диагностических исследований.
4. Успешность обучающей практики педагога определяется по:
а) уровню освоения образовательной программы всех обучающихся;
б) достижению детьми возрастно-индивидуального норматива умственного развития;
в) тому, хотят ли дети заниматься на НОД педагога;
г) умению педагога активизировать каждого ребенка к самостоятельной работе;
д) количеству побед его детей на конкурсах и олимпиадах;
е) представленности психологической компоненты его труда.
5. Профессиональное взаимодействие психолога и заведующего ДОУ должны основываться на:
а) привлечении психолога к разрешению всех проблем, возникающих в ДОУ;
б) самостоятельности психолога в планировании и осуществлении своей деятельности;
в) осведомленности заведующего ДОУ в области современной педагогической психологии и психологии управления;
г) взаимном уважении и позитивном отношении друг к другу;
д) активном участии психолога в проектировании процесса образования и воспитания;
е) профессиональной компетенции психолога, помогающей принимать административные решения и разрешать конфликты.
6. Затруднение во взаимодействии педагога и психолога появляются, если:
а) каждый считает свое мнение верным, а точку зрения другого ошибочным;
б) у них нет общей цели деятельности;
в) психолог не понимает конкретных нужд педагога и «витает в облаках»;
г) некому объединить усилия педагога и психолога, чтобы помочь ребенку;
д) педагог недостаточно разбирается в проблемах и методах психологии;
е) они не симпатичны друг другу.
7. Результаты коррекционной работы психолога проявляются:
а) в появлении и усилении положительного отношения ребенка к занятиям, оптимизации его эмоционального состояния;
б) в более высоких результатах повторной диагностики после проведенных занятий;
в) в развитии разных сторон психических процессов: мышления, внимания, приемов запоминания, адекватного отношения к себе и т.д.;
г) в улучшении поведения ребенка, отношений с педагогами, его учебной успешности;
д) в достижении ребенком необходимого уровня развития того аспекта индивидуальности, на который и была направлена коррекция;
е) в том, что ребенок приобретает собственный опыт взаимодействия с психологом.
8. Если ребенок ведет себя плохо, нарушает дисциплину, то самым негативным в этой ситуации является:
а) возможная изоляция ребенка от тех, кто может ему помочь;
б) развитие негативных черт характера ребенка;
в) внимание педагога и детей к этому ребенку, которое мешает полноценному учебному процессу;
г) напряженная обстановка в группе, нервозное состояние педагога;
д) затруднение педагога в восстановлении комфортной обстановки;
е) вероятность возникновения стереотипного отрицательного отношения к ребенку со стороны взрослых.
9. Педагогу нужно обратиться за консультацией к психологу, если:
а) ребенок испытывает скорее психологические, чем учебные трудности;
б) педагог сознает, что ему непонятны причины трудностей ребенка и пути их преодоления;
в) ребенок нуждается в дополнительной помощи психолога;
г) психолог может помочь избежать нежелательной ситуации или конфликта;
д) поведение ребенка пугает, настораживает педагога и других взрослых;
е) проблема ребенка требует участия разных специалистов.
10. Успех психолога в педсовете зависит от:
а) авторитета мнения психолога, поддержки его точки зрения администрацией;
б) того, насколько интересно и живо будет выступать психолог;
в) построения выступления психолога на основе результатов диагностики и коррекции;
г) готовности большинства педагогов понять и принять психологическую точку зрения;
д) профессиональной эрудиции психолога, стремления представить высокий уровень профессиональных знаний;
е) того, использует ли психолог активные методы, вовлекающие всех участников в обсуждении проблемы.
11. Педагог организует совместную деятельность с детьми, чтобы:
а) укрепить свой авторитет среди детей, заинтересовать их взаимодействием с педагогом;
б) улучшить взаимоотношение между детьми и взрослыми, создать атмосферу непринужденности и симпатии;
в) полностью выполнить свои профессиональные обязанности, реализовать все возможности психологического воздействия;
г) способствовать вовлечению детей в социально желаемые виды досуга, развивающие возможности ребенка;
д) формировать гармонически развивающуюся личность ребенка;
е) изучать те стороны индивидуальности ребенка, которые не всегда заметны в учебном процессе.
12. Лучшим проявлением одаренности ребенка является:
а) разностороннее развитие интересов и способностей к разным видам деятельности;
б) его успешное участие в престижных олимпиадах и конкурсах;
в) сохранение позитивного отношения к учению на протяжении всего пребывания в ДОУ;
г) стремление и умение находить нестандартные способы решения задач;
д) самостоятельность, постоянная работа над собой;
е) обостренная потребность в усвоении информации, быстрые темпы обучения.
13. Совместный анализ НОД педагогом и психологом лучше всего проводить:
а) при переходе на инновационные методы обучения;
б) если педагог хорошо ориентируется в психологических терминах и понятиях;
в) по определенной схеме анализа, согласовании с научно-методическими центрами;
г) когда педагог не боится оценки психолога, их отношения устойчивы и позитивны;
д) в рамках их совместной диагностико-коррекционной практики;
е) в ходе аттестации педагога, для повышения его психологической компетентности.
14. Психолог может научить педагогов:
а) распознавать психологическую сущность их профессиональных трудностей и проблем детей;
б) если он активно обращается к их профессиональному опыту;
в) быть более доброжелательными, терпимыми и общительными;
г) современным психологическим методам работы с детьми и их родителями;
д) тому, чем сам хорошо владеет;
е) влиять на детей имеющих трудности в развитии.
15. Педагогическая оценка эффективна, если:
а) педагог поддерживает с помощью нее атмосферу здорового соревнования;
б) она основана на современных средствах контроля за знаниями детей;
в) располагает ребенка к самооценке достижений;
г) она высказана детям в мягкой, доброжелательной манере;
д) педагог использует объективные критерии оценки, применяемые ко всем детям;
е) основывается на анализе продвижения каждого ребенка.
16. Одним из основных результатов психолого-педагогического консилиума является:
а) преобразование отношений педагога к детям и методам работы с ними;
б) осознание педагогом реальных, а не надуманных проблем;
в) развитие позитивного интереса и отношения друг к другу и детям;
г) административные решения, принятые совместно заместителями и педагогом;
д) план совместной коррекционно-развивающей работы;
е) психологическое обеспечение деятельности педагогов.
17. Взаимодействие детей в ДОУ:
а) может стать эффективным средством их взаимообучения;
б) имеет значение для детей и малодоступно для изучения взрослыми;
в) должно приниматься во внимание при планировании действий взрослых;
г) нередко препятствует полноценному процессу обучения;
д) влияет на настроение и состояние детей;
е) один из главных показателей развития детей.
18. Педагогическая и психологическая коррекция отличаются:
а) тем, что педагог работает со всеми детьми группы, а психолог с микрогруппой или индивидуально;
б) задачами коррекции – педагог формирует учебные приемы и знания, а психолог оптимизирует развитие;
в) степенью доверия ребенка к педагогу и психологу;
г) тем, что коррекция – основной вид практики психолога, незначимый для педагога;
д) содержанием, но они взаимосвязаны и могут усиливать результаты друг друга;
е) средствами коррекции – психолог использует более сложные и глубокие методы коррекции.
КЛЮЧ
+ конструктивный ответ
Э – эмоциональное отношение
М – манипуляция
С – сверхзадача
И - избегание
|
Взаимодействие |
Практика педагога |
Практика психолога |
Отношение к ребенку |
||||||||||||||
|
1 |
5 |
6 |
9 |
14 |
16 |
18 |
4 |
11 |
13 |
15 |
3 |
7 |
10 |
2 |
8 |
12 |
17 |
а |
+ |
М |
+ |
С |
+ |
+ |
С |
И |
М |
И |
М |
Э |
Э |
М |
+ |
+ |
С |
+ |
б |
Э |
+ |
+ |
+ |
+ |
М |
+ |
+ |
Э |
М |
С |
М |
И |
Э |
Э |
С |
М |
И |
в |
М |
С |
М |
И |
Э |
Э |
Э |
Э |
И |
С |
+ |
И |
С |
+ |
И |
М |
Э |
+ |
г |
И |
Э |
И |
М |
С |
И |
И |
+ |
+ |
Э |
Э |
+ |
М |
С |
С |
Э |
+ |
М |
д |
С |
+ |
С |
Э |
И |
+ |
+ |
М |
С |
+ |
И |
С |
+ |
И |
+ |
И |
И |
Э |
е |
+ |
И |
Э |
+ |
М |
С |
М |
С |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
М |
+ |
+ |
С |
Содержание неадекватных вариантов отношения
|
Отношение к ребенку |
Практика педагога |
Практика психолога |
Взаимодействие |
сверхзадача |
Слишком общие цели работы, излишнее обобщение проблем ребёнка и его возможностей |
Постановка задач, выходящих за рамки возможностей педагога и образования вообще, доминирование педагогических «мод» |
Преувеличение возможностей психопрактики, задачи психолога подменяются или общими образовательными целями или целями развития, преувеличение внешних эффектов |
Игнорирование проблем взаимодействия педагога и психолога, смешение содержания их практик, преобладание общих целей работы над задачами каждого из специалистов |
избегание |
Отношение к ребенку как к потенциально мешающему учебному процессу, преобладание количественных критериев в оценке ребенка |
Формальное следование программам и планам, преобладание внешних критериев оценки труда педагога |
Отсутствие творческих инициатив, злоупотребление готовыми коррекционными программами |
Жесткая регламентация взаимодействия, избегание дискуссий, неформального общения, нежелание изучать ситуацию с точки зрения другого |
Конформизм, излишнее значение придается документированию деятельности |
||||
эмоция |
Стремление минимизировать даже необходимые для ребенка проблемы, преувеличение значения адаптивной линии развития |
Подмена критериев работы показателями эмоциональной удовлетворенности, стремление к бесконфликтному преподаванию |
Восприятие психолога как источника стабильности и покоя, отрицательное отношение к тому, что психолог может обнаруживать проблемы |
Стремление только к позитивному общению, избегание обсуждения трудных случаев, проблем, ожидание позитивных оценок и неприятие критики |
манипуляция |
Использование достижений и проблем ребенка в своих целях, самоутверждение за счет детей |
Доминирование мотивации достижения и престижа, стремление работать только с сильными детьми |
Подтверждение незаменимости психолога в самых сложных ситуациях, отношение к нему как к панацеи |
Перекладывание ответственности на другого и/или принижение его возможностей, различные манипулятивные игры, направленные на решение непрофессиональных задач |