Технология активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста
Технология активного восприятия музыки в дошкольном возрасте
Автор: Александрова Татьяна Николаевна
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые технологии в различных видах музыкальной деятельности. Технология активного восприятия музыки О.П. Радыновой, построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности. Основная цель - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Я бы хотела познакомить Вас с особыми методами, разработанные О.П. Радыновой:
- Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.
- Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
- Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
- Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
- Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
- Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В. Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
- Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
- Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
- Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.
- Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки - выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
Сейчас мы с вами остановимся на некоторых их представленных методов работы с детьми, которые мы применяем в своей работе.
Моторно-двигательное уподобление.
Передача эмоционально-образного содержания музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Использование собственного тела, в качестве музыкального инструмента -огромный вклад в развитие музыкальной педагогики. Это помогает координации, развитию чувства ритма и пониманию музыки.
Каждый из нас чаще применяет данный метод работы с детьми в группах раннего развития. Таким образом, мы учим их слышать музыку и совершать определенные действия под неё.
Вокальное уподобление.
Одним из интересных приемов в данной категории является частичное вокальное воспроизведение песни.
Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского, мы все его хорошо знаем и я предлагаю вам нечетную строку пропевать, а четную - хлопать.
- В траве сидел кузнечик, (вслух)
- В траве сидел кузнечик, (хлопаем),
- Совсем как огуречик (вслух)
- Зелененький он был. (хлопаем)
- Представьте себе, представьте себе (вслух)
- Совсем как огуречик. (хлопаем)
- Представьте себе, представьте себе (вслух)
- Зелененький он был. (хлопаем)
Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Темброво-инструментальное уподобление.
Для данного метода работы с детьми очень хорошо подходят небольшие сказки – шумелки. У меня есть необычная музыкальная сказка – шумелка, а называется она «Заяц в лесу». Посмотрите, у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:
1. Как бежит по лесу Заяц? (выбирают трещотку)
2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)
3. Стук Дятла? (деревянные ложки)
4. Крылья Совы? (ткань шуршащая)
5. Прыгают в воду Лягушки? (молоточек)
(Участники выбирают себе музыкальные инструменты и становятся в ряд)
ЗАЯЦ В ЛЕСУ.
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(маракас)
Испугался заяц и бежать.
(трещотка (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(деревянные ложки)
Бросился заяц бежать.
(трещотка (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(Натягиваем ткань руками)
Побежал заяц из леса к речке
(трещотка (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(металлофон)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(трещотка (медленно)).
В таких сказках - шумелках у детей совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля). Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
А еще мы применяем данный метод работы с родителями.
Полихудожественное уподобление.
Музыка, достаточно абстрактный вид искусства. И каждый видит и слышит в музыке что то свое, но в этом есть своя изюминка, потому что, вы сможете передать свои эмоции и чувства, которые есть у вас, ваш жизненный, музыкальный опыт.
Сейчас мы послушаем с вами, мало знакомое музыкальное произведение, которое написал французский композитор импрессионист Морис Равель. Я специально не даю вам названия, чтобы не загонять вас в рамки программности. Мы послушаем эту музыку, и посмотрим, и вы выскажите слово ассоциацию, то есть чувство, переживание которое вызвало у вас эта музыка.
Пожалуйста, слова - ассоциации. (Радость, игривость, пробуждение, солнышко как будто и т д.)
Понимаете, вы, пропустили музыку через себя, минуя разум, оно попало сразу вам в сердце. Вы поняли, что наполнили этим свою душу, музыкой.
Сегодня в нашем мастер классе будут работать две лаборатории.
1 лаборатория.
Перед вами гуашь, перед вами листы бумаги, мне нужно чтобы это произведение вы передали цветом. Передали так называемыми цветовыми пятнами. Можно сказать, что это может быть и мазня, но, красивая и колоритная. Мне не нужен образ, зайчик, самолетик, мне нужны ваши эмоции, ваше настроение на бумаге.
Я попрошу сесть коллеги вас и за этот стол.
2 лаборатория.
А у вас задание будет такое; Вы должны линиями передать настроение, эмоции музыки. Вы понимаете, линии бывают волнообразные, зигзагообразные, вверх, вниз, разных цветов. Можно даже, как дети в детском саду рисуют, сразу двумя карандашами.
Сейчас, мы еще раз послушаем эту композицию, и в конце эксперимента я вам скажу кто по рисунку был наиболее близок к названию произведения.
Охарактеризуйте ваши рисунки пожалуйста. Посмотрите какая глубина, Малевич с Вангогом вам просто завидует.
А знаете как называется произведение? «Игра воды» Мориса Ровеля.
Ну, что ж, спасибо вам. Вы можете занимать свои места.
Интерес вызванный к сотрудничеству, к сотворчеству у детей в той или иной области или же в интеграции областей несомненно даст свои результаты в развитии ребенка, самоутверждении им стать личностью, который способствует раскрепощению и избавлению от всяких фобий, а так же поможет стать полноценным членом общества.Что позволит к быстрой адаптации в социуме.
Мы вам продемонстрировали только небольшие количества методов, которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это то, что мы делаем, а методы - как мы делаем.