Двигательная сказка как средство физического и эмоционального развития ребёнка
Двигательная сказка как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Авторы: Т.А. Завьялова, С.С. Сагитова
МБДОУ НГО «Детский сад № 15 «Берёзка», п. Лобва, Свердловская обл.
В план основных мероприятий до 2020 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" вошли мероприятия, направленные на формирование основ здорового образа жизни.
Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей по ФГОС ДО.
Инновация.
Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС ДО. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
«Фетровая сказка» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональное пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходит для работы с детьми с ОВЗ. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Материал, выбранный для пособий – фетр, позволяет реализовать разнообразные идеи. Это материал приятный на ощупь, разнообразный по цвету и толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Все это важно именно для детских игрушек.
Благодаря данному пособию можно обыграть двигательно-игровую деятельность, создать интересную физкультурную сказку, провести физминутку.
Ценность этих полифункциональных пособий заключается в том, что они могут использоваться и в работе педагога, и в самостоятельной деятельности детей, так же дают родителям идеи для творческого участия в образовательном процессе ДОУ и в семье.
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в играх-драматизациях. На панно или развивающую стену выкладываются фигурки животных, обыгрывается сказка «Теремок». Дети выполняют движения в соответствии с появлением героев. Например, изображены: мышка - ходьба на носках, лягушка - прыжки в приседе; заяц – подскоки на двух ногах, лиса- бег змейкой, волк – бег на месте, медведь – наклоны в стороны. При подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.
Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспитателем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики.
Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.
«Сказка развивает руки» - игры с фетром развивают моторику рук.
Давно определено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько совершенны движения пальцев его рук. Если формирование способности пальцев к таким движениям задерживается, запаздывает и речевое развитие. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».
В процессе двигательной активности дети воспринимают любую информацию наиболее активно, эмоционально и с интересом. Это способствует лучшему формированию знаний, навыков и умений, а также развитию способностей.
Предпочтительной формой взаимодействия педагога с детьми будет сюжетная образовательная деятельность в виде путешествий, двигательных рассказов, игровых, проблемных, познавательно-оздоровительных и физкультурно-речевых ситуаций.
В процессе такой деятельности используются:
• приемы имитации и подражания;
• образные сравнения;
• упражнения общеразвивающего воздействия;
• игровые упражнения на координацию движений;
•упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику.
Все это соответствует психологическим особенностям дошкольников, а значит, облегчает процесс запоминания программного материала, освоения физических упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей и познавательной активности.
Игры с фетром рекомендуется использовать, как средство коррекции речи при общем недоразвитии речи у дошкольников. Движение, прежде совершенно простое, а потом всё более и более сложное, предоставляет ребёнку возможность постигать мир, взаимодействовать с окружающими, а значит, учиться и овладевать. Движение как сложная, многослойная система, с одной стороны, – «зеркало» состояния ребёнка, а с другой, — «окошко», через которое можно влиять на его развитие.
Результатом использования пособия «Фетровая сказка», по моим наблюдениям, стало:
- повышение мотивации к самостоятельной двигательной деятельности
дошкольников;
- создание положительного, эмоционального фона;
- активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).