Долгосрочный проект для детей подготовительной группы "Моя страна - моя Россия"
Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Моя страна – моя Россия»
Авторы: И.Н. Лазарева и О.Ю. Цивилева
МБДОУ д\с № 14 «Сказка»
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.
В проекте система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
· Мой детский сад;
· Будем Родине служить;
· Моя малая родина, мои город;
· Моя семья
· Страна, ее столица, символика.
· Культура и традиции;
В проекте «Моя страна – моя Россия» предложен материал для работы с детьми подготовительной к школе группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, логопед и родители.
Место проведения: МБДОУ д\с №14 «Сказка», г. Верхний Уфалей, Челябинская область.
Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки проведения проекта: с сентября по май.
Цели:
Формирование у детей духовности, нравственно – патриотических чувств.
Задачи проекта:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
2.Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
3.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
5.Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Актуальность проекта. По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75 % детей недостаточный уровень познавательного интереса к истории и культуре города, области и страны; у 68 % - низкий уровень знаний об истории своего города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35 % родителей затрудняются в знании истории города, области; 10 % родителей не знают и не хотят знать историю города и страны.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МБДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Описание этапов работы над проектом:
1-й этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изготовление:
– альбомов по темам: «Верхний Уфалей путешествие по городу от А до Я», «Златоустовская гравюра», «Каслинское литье», «Московский кремль», «Природа Урала», «Русская изба», «Города Челябинской области», «Писатели родного края», «Русские народные костюмы».
– Подготовка выставки книг по данной теме.
– пополнение картотек стихов по данной теме.
– подбор и изготовление дидактических игр.
2-й этап: основной
Работа с детьми по образовательным областям:
Блок «Детский сад» |
||
Познавательное развитие
|
Беседы: «Чем занимаются в детском саду» «Взаимосвязь труда взрослых вдеском саду» «Этикет в детском саду» «Права и обязанности ребенка» |
|
Социально – коммуникативное развитие
|
С\р игры: «Детский сад» «Семья» Д\и «Опиши друга» Д\и «Назови профессии» - Целевая прогулка по территории детского сада «Во что играют дети?» - игра в слова «Уроки вежливости» |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Считалка С. Волкова «В детском садике детишки…» - Загадки о детском саде, детях, профессиях. - Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказов по теме «Безопасность в детском саду» - Составление рассказа «Первый день Тани в детском саду» - Составление рассказа «Моя любимая игрушка» В. Драгунский «Заколдованная буква» В. Драгунский «Друг детства» Пересказ «Как друзья познаются» С. Михалков |
|
Художественно – эстетическое развитие |
Конструирование: - «Детский сад мы строим сами…» «Спутники» Рисование: - «Наш детский сад» - «Портрет друга» «Моя группа» Лепка: - «Пластилиновый спектакль» Аппликация: - «Наша клумба» - «Качели – карусели» |
|
Музыкальное развитие |
- Работа с пропевкой «Спой ласково имя друга»
|
|
Физическое развитие |
- П/и «Мы веселые ребята» - П/ и «Догони свою пару» - игровое упражнение «Физкультурное занятие в детском саду» |
|
Блок «Будем Родине служить» |
||
Познавательное развитие |
- Беседа «От богатырей до солдат Российской армии» - Беседа «На дальних рубежах» - Беседа «Защитники отечества в нашей семье» - Беседа «Сыны отечества» - Беседа «День Победы» - Беседа «Не даром помнит вся Россия» |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Чтение К. Авдеенко «Защитникам отечества» - Рассказ А. Иванова «Как Андрейка на фронт бегал» - Чтение «Первый ночной таран» С. Алексеев - Заучивание фрагмента стихотворения М. Владимирова «Ещё тогда нас не было на свете» - Заучивание считалки «Аты – баты…» - Рассказ по картине В. Васнецова «Три богатыря» - Творческое рассказывание «Если бы я был военным» - Беседа «Защитники Отечества» |
|
Социально – коммуникативное развитие |
- Компьютерная презентация «Богатыри Руси» - С\р игра «Моряки» - П\дидактическая игра «Считай и делай» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
-Рисование: «Я с папой» «Танк» «Поздравительная открытка для папы» - Аппликация: «Открытка с плывущим кораблем» «Поздравительная открытка «С днем победы» - Лепка: «Кораблик для папы» - Конструирование: «Самолеты» «Корабль» |
|
Музыкальное развитие |
- Слушание песни «Моя армия» |
|
Физическое развитие |
- Игровое упражнение «Мы солдаты», «Защита крепости», «Разведчики» - Спортивное развлечение на воздухе «Папа, мама, я – спортивная семья» - военно – спортивная игра «Будущие защитники» |
|
Блок: «Моя малая родина» |
||
Познавательное развитие |
-Экскурсия по городу «Достопримечательности моего города» -Посещение городского - краеведческого музея. Беседа: «Их именами названы улицы города» -Беседа «Животный мир родного края» - Беседа: «Профессии моих родителей» - Посещение городской библиотеки: тема «Художники и писатели нашего города». - Беседа «Лекарственные растения моего края» |
|
Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа «Как мы ведем себя на улице». - Беседа «Добрые приветствия» - Д\и «Кто первым поздоровается». -Д\и «Подбери правильные вежливые слова». -Д\и «Знатоки города» - Д\и «Собери картинку" -Д\и «Достопримечательности моего города»» |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Составление рассказа «Мой город». - Чтение и разучивание стихотворений о родном городе» - Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько. Беседа «Птицы – наши друзья» Составление рекламных рассказов «Приезжайте в наш город» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
-Рисование: «Вечерний город» «Расписной лес» «Грустная осень» «Улицы города» - Лепка: «Вывеска» - Аппликация: «Дачный домик» «Царство диких зверей» «Снегири на ветке рябины» «Во поле береза стояла» - Конструирование: «Железнодорожный вокзал» «Двухэтажное здание» |
|
Блок «Моя семья» |
||
Познавательное развитие |
- Беседа: «Дружная семья» - Беседа: «Дом, в котором мы живем» - Беседа: «Традиции моей семьи» |
|
Социально – коммуникативное развитие |
- Беседа: «Этикет в семье» - Беседа: «Как в нашей семье заботятся о здоровье» - С\р игра «Дом», «Семья», «Магазин» -Д\и игра «Как называют» |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Беседа: «Поговорим о маме» - Творческое рассказывание «Мой дом» - Рассказывание из личного опыта «Моя семья» - Составление рассказа «Дом, в котором я живу» - Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» - Составление рассказов по семейным фотографиям. - Стихотворение А. Барто «Семья» - Чтение и инсценировка рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» - Чтение Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» - Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка» |
|
Художественно – эстетическое развитие
|
- Рисование: «Автопортрет» «Моя семья» «Я и мои дом» «Портрет мамы» - Лепка: «Сувенир для мамы» - Аппликация: «Семейное дерево» «Веселый домик» - Конструирование: «Домик для куклы» |
|
Музыкальное развитие |
- Пение: «Песенка о бабушке» - Слушание песни «Младший брат» |
|
Блок: «Страна, ее столица, символика» |
||
Познавательное развитие |
- Беседа: «Мое отечество - Россия» - Беседа: «Наша Родина – Россия» |
|
Социально – коммуникативное развитие |
-Д \и «Собери герб, флаг своей страны» - Д\и «Одень куклу в национальный костюм» - Беседа: «Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни» - Беседа: «Слава великих городов России» - Беседа: «Государственные символы» - Беседа: «Жители России», «Славные люди России» С\р игра «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Космонавты». |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» - Беседа: «Путешествие на Чукотку» - Беседа: «Россия – Родина моя» - Чтение и заучивание стихотворений о Родине. - З. Александрова «Родина», В. Степанова «Песня», Ф. Глинка «Москва», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», И. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине». |
|
Художественно – эстетическое развитие |
- Рисование: - «Русская народная одежда» - «Кремль» - «Заря алая разливается» - «С чего начинается Родина?» - Аппликация: - «Кремль» - «Там - сосны высокие» |
|
Музыкальное развитие |
- Прослушивание гимна России. - Разучивание песен о России. |
|
Блок «Культура и традиции» |
||
Познавательное развитие |
- Беседа «Дымковские игрушки» - Беседа «Сине голубая гжель» - Беседа «Золотая хохлома» - Беседа «Веселый Городец» - Беседа «Русская народная игрушка»
|
|
Социально – коммуникативное развитие |
-Д\и «Назови правильно» (народные промыслы); - Д\и «Собери матрешку»; -Д\и «Угадай и расскажи» (народные игрушки) - С\р игра «Семья», «К нам гости пришли» - П\ игра «Как у наших у ворот», «Карусель», «Перетяни канат», «Ловишки с мячом». «Жмурки», «У медведя во бору», «Горелки», «Пятнашки». - Беседа: «Традиции и обряды в жизни русского народа» |
|
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка» - Разучивание стихов о Дымкове - «Сочинение сказки о гжельской розе» - Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» - Разучивание стихов о гжели. - Чтение русской народной сказки «Иван – царевич и серый волк» - Чтение сказки К.Паустовского «Дремучий медведь» - Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» - Беседа: «Бабушкин сундук» |
|
Художественно – эстетическое развитие |
-Рисование: - «Составление дымковских узоров» - «Цветы гжели» - «Портрет Снегурочки» -«Роспись миски хохломским узором» -«Хохломские ложки» -«В гостях у мастеров Городца» -«Городецкий петушок» -«Узор для платка матрешки» -Лепка: -«Дымковский конь» -«Индюк» -«Гжельский чайник» -Аппликация: -«Дымковский петушок» -«Цветы гжели» |
|
Работа с родителями.
Блок «Детский сад» |
- Творческий конкурс «Детский сад будущего» - Дискуссия в группе интернет-сообщества на тему «Важность соблюдения режима дня в детском саду» - Радиостанция для родителей: «Играем вместе» - Консультация «Игры для детей старшего дошкольного возраста. - Круглый стол «Что и как читать старшим дошкольникам» - Советы логопеда по теме «Детский сад. Игрушки» |
Блок «Будем Родине служить» |
-Консультация «День защитников отечества» -Папка – передвижка «Как рассказать детям о ВОВ» - Советы логопеда по теме «Защитники Отечества. Наша армия» |
Блок «Моя малая родина, мой город» |
- Памятка для родителей «Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада». - Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье» - Информационные листы «Мой город, моя страна» -Маршрут выходного дня. Посещение городского музея выставки «Мой город», «Животные моего края» Экскурсии по улицам города. Посещение памятных мест города. - Советы логопеда по теме «Моя страна, мой город»
|
Блок «Моя семья» |
- Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
-Создание альбома «Моя родословная» - Совместное развлечение «Хорошо рядом с мамой» -Оформление фотогазет ко «Дню защитников Отечества и 8 марта», «Один день из жизни моей семьи» -Совместное развлечение детей и родителей «День семьи» - папка – передвижка «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» - Советы логопеда по теме «Моя семья, мой дом» |
Блок «Страна, ее столица, символика» |
- Папка – передвижка «Наша Родина – Россия» - Консультация «Символика России» -Памятка «Россия – многонациональная страна» |
Блок «Культура и традиции» |
- Папка – передвижка «История гжели» -Семинар практикум «Диво дивное, чудо чудное» Приобщение к истокам народного искусства. -«Капустник» - совместное развлечение детей и родителей. - Папка – передвижка «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края» -Консультация для родителей. «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома».
|
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Ожидаемый результат.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
* Расширение и пополнение знаний детей о России, повышенный интерес к истории своего города Верхнего Уфалея, Челябинской области, России
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
* * бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, области, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
· активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
· проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
· Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
· Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
· Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
· Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
· Разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности.
Список литературы:
1. Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова. Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию и воспитанию. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015
2. Т.А. Шорыгина Моя семья методическое пособие Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012
3. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013