Открытый урок "Работа концертмейстера на начальном этапе работы над хоровым произведением"
Открытый урок "Работа концертмейстера на начальном этапе работы над хоровым произведением"
Автор: Кенжеева Соадат Бахаудиновна
ГБУ ДО "Детская музыкальная школа №2"
Форма работы с учащимися: коллективная, по группам.
Тип урока: урок-знакомство с новым материалом.
Цель урока: формирование и закрепление вокально-хоровых навыков на основе разбора и разучивания нового песенно-музыкального материала.
Задачи:
- выявить специфику деятельности концертмейстера-пианиста в условиях ДМШ и ДШИ;
- совершенствовать самоконтроль и творческую самореализацию концертмейстера;
- совершенствование вокально-хоровых навыков и умений.
Методы и приемы реализации поставленных задач: наглядный, словесный, практический.
План урока:
1. Организационный момент
2. Распевание
3. Работа над новым музыкальным произведением («Дивные звуки» муз. С.Халаимова)
4. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка (выполнение дыхательных и артикуляционных упражнений); распевание.
Упражнение на развитие певческого дыхания:
1. Звукоряд Ч5 на разные виды звуковедения
2. Упражнения на развитие ладового слуха (мажорная гамма, интервалы, аккорды).
Задача упражнений – активизировать голосовой и артикуляционный аппарат, развивать гармонический слух, закрепить основные вокально-хоровые навыки.
Знакомство с произведением.
Начиная работу с учащимися, концертмейстер должен сначала предоставить возможность услышать произведение в целом. Для этого пианист либо интонирует голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, либо воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с дирижером. Произведение лучше исполнить несколько раз, чтобы учащиеся с первого же урока поняли замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию.
Разучивание нового материала.
Разучивая с учащимися произведение «Ленинградские мальчишки», концертмейстер наблюдает за выполнением учащихся указаний дирижера.
Они должны следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания.
Способы разучивания произведения:
- знакомство с творчеством композитора и историей создания произведения;
- показ произведения учителем (проигрывание, прослушивание аудиозаписи);
- разбор музыкального сочинения: анализ нотного текста разделяем на три этапа:
Первый этап – сольфеджирование первого куплета с начала и до конца.
Второй этап – рассматриваем тщательно текст, разбираем отдельные хоровые партии.
Третий этап – собираем целое из частей. Пробуем соединить партии, следим за ритмической и темповой синхронностью (все исполняем по руке в более медленном, чем оригинал темпе).
Важно! Разобрать произведение на части или смысловые фразы: предложения, мотивы. Чем сложнее произведение – тем меньше должны быть части, требующие детальные обработки. Нельзя не обращать внимание на помарки, неточности, не следует увлекаться несовершенным пропеванием, это может закрепиться.
В течение этого периода разучивания нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его часть, поэтому ставим технические и музыкальные задачи (например, сделать яркое крещендо и диминуэндо, или сделать заметную разницу в звучании F и P и т.д.).
Исполнение произведения с дублированием вокальной партии в унисон с учащимися. В процессе работы с хором концертмейстер должен учитывать – исполнение одной вокальной партии вместе с учащимися.
Подведение итогов, анализ проведенной работы.
· являясь помощником дирижера, концертмейстер не только учит с учениками репертуар, но и помогает им усваивать указания педагога;
· нельзя отделять работу над точным воспроизведением нотного текста от проникновения в сущность музыкального образа;
· установить творческий, рабочий контакт с учащимися нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с хоровым коллективом необходимо полное доверие;
· концертмейстеру на уроке нужно быть в подтянутом, творческом состоянии, не допускать игры недоученных произведений.