Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии
Развитие познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии через исследовательскую деятельность
Автор: Семенцова Татьяна Александровна
ГБОУ «Школа №597 «Новое Поколение»
Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Согласно программе Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» в разделе «Ознакомление с окружающим» предусмотрено знакомство с объектами неживой природы уже с первого года обучения.
Концепция: Данное исследование предполагает систематическую разнообразную работу по развитию познавательного интереса к объектам неживой природы через поисково - познавательную деятельность.
Реализация цели и задач исследования предполагает поэтапную работу в трёх направлениях: дети, педагоги, родители.
Благодаря работе можно создать систему по формированию знаний о неживой природе и её свойствах, обеспечивающие понимание элементарных взаимосвязей живой и неживой природой, воспитание осознанно – правильного отношения к неживой природе, повышение образования в области значения природы.
Цель: Формировать у детей знания и представления о неживой природе, познавательную активность через поисково – познавательную деятельность.
Развивать систему познавательных занятий, игр, наблюдений, бесед.
Для проведения исследовательской деятельности по знакомству детей с объектами неживой природы на примере песка и воды мы руководствовались задачами.
Задачи: Формировать у детей представления о неживой природе и её свойствах.
Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать умение действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них.
Формировать у детей интерес к изучению неживой природы.
Учить последовательному изучению объектов неживой природы на примере песка, воды, льда наблюдению за ними и описанию.
Приступая к работе по знакомству детей с неживой природой мы рассказали детям, что она из себя представляет: солнце, луна, дождь, снег, радуга, вода. Эти объекты знакомы детям, которые они могут наблюдать в повседневной жизни и которые не представляют для них что-то необычное, но дети с интересом рассматривали иллюстрации, слушали стихи, смотрели короткие фильмы.
Объекты, которые выбрали мы к изучению были то же знакомы детям, но требовали изучения, не только как объект, но и как свойство доступно изучению ребёнком. В группе были созданы условия для проведения опытов.
Первым объектом являлся песок т.к. он был более доступным детям. С первых занятий было видно, что у детей интерес возник, потому, что этот материал детям был знаком, но исследовать его было необходимо, что бы показать, не только сам песок, но его свойства и применение. Работа проводилась через серии занятий.
1. Знакомство с песком
2. Беседа о свойствах песка
3. Рассматривание картин (Гербовой «Дети играют с песком»)
4. Знакомство с песочными часами
5. Рисуем пальчиком по песку
6. Лепим куличики из песка
Во время занятий, игр и в свободной деятельности с детьми проводились беседы с целью выявить какие объекты неживой природы интересны и знакомы. Многие, кто умеет говорить, рассуждать, стали задавать вопросы поискового характера: почему? Откуда берётся? И это навело нас на мысль, что детям необходимо больше узнавать, казалась бы о таком простом, материал который нас окружает.
Исследовательская работа по знакомству с водой, льдом и снегом была представлена вида опытов:
1.Знакомство детей со свойствами воды.
1. Поймай предмет (тонет, не тонет).
2. Разноцветная вода.
3. Превращение воды в лёд.
4. Превращение льда в воду.
5. Превращение снега в воду.
6. Превращение цветной воды в цветные льдинки.
Данная проведённая работа ставила целью исследования объектов неживой природы в разных проявлениях. У детей формировались практические навыки, появлялся интерес и желание задавать вопросы: почему? Зачем? Откуда? Воспитывалось положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Своей деятельностью мы пытались побуждать детей к речевым высказываниям, т.к. даже не говорящий ребёнок пытался выполнить инструкцию при эксперименте и жестами показать сверстникам результаты своей работы. Положительные эмоции от такой работы получали и все дети без исключения.
Для усвоения способов ориентировке окружающим, для понимания того или иного действия с объектам необходимо постоянная, многократная работа на всех занятиях при наблюдениях в игре, как в дошкольном учреждении так и дома с родителями.
Результат:
· Повысились знания детей о неживой природе.
· Дети научились наблюдать, анализировать, устанавливать свойства и качества.
· Прошел процесс формирования эмоционально положительного отношения к природе.
· Решать проблема мотивации детей к обучению и познанию.