Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Автор: Богданова Марина Юрьевна
ГБДОУ "Детский сад № 7 Кировского района", Санкт-Петербург
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит руку к письму.
Уровень развития мелкой моторики-одно из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Когда говорят о мелкой моторики, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка-тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь, слуховое и зрительное восприятие.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Это пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование на манке); игры с пуговицами; занятия со счетными палочками; работу с бумагой(аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку(штриховка, графические диктанты); различные дидактические игры и упражнения.
Более успешному выполнению заданий способствуют создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, рисуют на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводя пальцем дорожки. Игры с дополнительными материалами-такие как: прищепки, веревочки, мячи, шарики, орехи и т.д.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературы:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.-М.:ТЦ Сфера, 2006.
2. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.-СПб: Корона-Век, 2007.
3. Пименова Е.П. Пальчиковые игры.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.-СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь-СПб: ИЧП «Хардфорд», 2012.