Работа с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Работа с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
Автор: Урванова Наталья Юрьевна
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша в первые годы жизни. Дошкольник легко и естественно впитывают впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.
Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы как ДОУ, так и отдельного педагога.
Это обязывает воспитателя
- ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей;
- создавать благоприятную образовательно-воспитательную среду, содействующую разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребёнка, а именно: атмосферу любви, внимания каждому воспитаннику, взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса;
- иметь приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора воспитания, воспитания личным примером;
- обеспечивать детей «пищей» для ума, души и сердца.
В нашем детском саду сложилась определённая система патриотического воспитания детей, удовлетворяющая как потребности социума, так и личности.
В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа. Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия:
«Я – член семьи», «Мой дом - моя семья».
В решении этих задач родители - главные помощники педагога. Вместе оформляем фото-стенды и альбомы «Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы», проводим совместные праздники и развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками», вместе участвуем в добрых делах, изготавливаем сюрпризы и подарки для близких: поделки «Вместе с папой», рукоделие «Наши мамы - мастерицы, да и мы не отстаём», рисунки «Мой дом» и др..
Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я - твой брат; мама стирает для всех);
умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова), задавать вопросы о действиях и поступках других.
Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким людям, охотно выполнять их просьбы.
Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о живой и неживой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к хрупкой северной природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними.
Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.
Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи и т.д. едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.
В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада это двор, улица, также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».
Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться? Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними и т.д.
Что мы делаем для того, чтобы ребёнок любил детский сад? Прежде всего, делаем всё, чтобы ребёнку в саду было хорошо, а именно:
- обеспечиваем эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организовываем интересную деятельность – игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты, выставки, и др.;
- обеспечиваем психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей;
- обеспечиваем познавательный компонент, даём детям возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (наблюдения, экскурсии, рассказы, игры, беседы);
- постоянно упражняем детей в проявлении любви и доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам (подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования, помощь).
Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.
Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру и т.д.
Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя и вошли в традицию детского сада такие формы работы, как семейный клуб «Содружество», занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей, конкурсы семейного творчества («Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Красота России», «Служба спасения «01», «Маленький пешеход»), персональные выставки детских увлечений и творчества («Мои верные друзья», «Волшебные краски природы», «Моя любимая игрушка»). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.
Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.
Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них.
Хочется подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет, одни слова и декларации. Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т.п.
Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.
В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» - родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Апатиты», «Мой дом – город Апатиты, север, Кольский полуостров».
Чтобы развивать интерес к «малой родине», рассказываем детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, даём представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях рассматриваем общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе используем книги «Апатиты. Старый новый город», «Кировск – гор Хибинских сердце» И. Ядринцевой, «Кольское Заполярье» С. Майстермана, «Здравствуй, Мурманск!» Н. Добычиной, открытки, фотоальбомы «Мой город», «Моя улица», макеты детского сада, проспекта Сидоренко, микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области, Кольского полуострова. Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения: день рожденья города, праздник микрорайона, день урожая и др. Вместе с родителями и педагогами они – активные участники конкурсов детского творчества: областной «Арктика глазами детей», межмуниципальный «Апатит», горжусь тобой», городские «Люблю тебя, мой город», «Чистый город», фестивалей талантов «Овация», «Сказания о родном крае», «Солнечный круг», спортивных мероприятий «Хибинский спортивный фестиваль» в рамках «Праздника Севера», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», проектов «Апатиты – город для жизни», «Зелёный наряд учреждения», «Апатиты – любимый город», акций «Добрая зима», «Снеговики против изменения климата», «Сбор батареек в Апатитах – время пришло!», «С миру по книжке». Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях севера, о ландшафте (полярная ночь, полярный день, северное сияние, долгая зима, короткое лето, горы Хибины, озеро Имандра, речка Белая и т.д.).
Опыт ценностных ориентаций: проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им. Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого. Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого. Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края - саами. Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней. Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении салона «Салма», выставок в библиотеке-музее, Доме детского творчества, «Каменный цветок». И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируем умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.
Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней. Знакомим детей с государственной символикой страны, учим находить Россию на карте, глобусе. Рассказываем, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Подводим к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов.
Впечатления от увиденного и услышанного отражаем в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия».
Ребёнок седьмого года жизни, воспитанник нашего детского сада, имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей. Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых.
При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры. Воспитатель детского сада имеет право на отбор материала с учётом своих склонностей, симпатий и возможностей, а также в зависимости от интересов детей.
Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.
Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.
Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.
Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.
Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в различных формах совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Для этого в ДОУ созданы условия:
Ø создан мини-музей краеведения;
Ø оборудован музей русской избы;
Ø организована работа клубов по интересам детей:
- «Юный корреспондент», где дети подготовительной группы учатся издавать свою газету, оформлять статьи-информации о жизни детей и взрослых в детском саду, о событиях в городе, о семье и домашних любимцах;
- «Волшебное слово», где дети старшей группы учатся выразительному чтению стихов апатитской детской поэтессы Ольги Пархоменко;
Ø реализуются образовательные проекты:
- «Минералы Кольского полуострова»
- «Полярное сиятельство»
- «Чудеса Севера»
- «Богатство, отданное людям»
- «Мой любимый заполярный городок»
- «Моя улица Сидоренко»
- «Города Мурманской области» и др.
В процессе патриотического воспитания ребенка осуществляется его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе с позиции «Я – человек»:
Ø к себе – я люблю себя, я не могу навредить себе;
Ø к другим людям – я люблю людей (детей, взрослых), я живу так, чтобы не навредить окружающим меня людям;
Ø к природе – я люблю природу, я не могу навредить окружающей природе (животным, растениям);
Ø к окружающему предметному миру и явлениям общественной жизни – я люблю жизнь, я не могу навредить окружающему меня рукотворному миру.