Социально-значимый проект «Даль былого рядом с нами»
Социально-значимый проект
«Даль былого рядом с нами»
как форма гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Автор: Писаренко Светлана Николаевна
МОУ детский сад № 214
Кировского района Волгограда
Содержание проекта.
Актуальность реализации проекта
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о суровых днях войн, о героическом подвиге тружеников тыла, истории культуры народов России.
Патриотизм - это, прежде всего, любовь к Родине, к своему Отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому здравомыслящему человеку. Как можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней? Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Каждый из нас должен любить свою страну. Маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему району. Ведь каждый района в городе уникален, необычен по своему. И показать ребёнку красоту родного района, города– задача не такая уж и сложная. Стоит только захотеть!
Гипотеза:
Данный проект не только обогатит знания воспитанников о истории страны, но и окажет положительное влияние на формирование гражданско-патриотического сознания воспитанников, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации мероприятий проекта
воспитанники:
- получат новые знания об истории родного района, города, о героизме и подвигах людей в годы испытаний;
- примут участие в различных мероприятиях нравственно-патриотического направления;
- будут совершенствовать навыки публичной презентации результатов своей деятельности;
- почувствуют свою ответственность за результаты совместной деятельности;
педагоги: будут совершенствовать навыки публичной презентации результатов своей деятельности;
родители: повысится образовательный уровень по данной теме.
Цель проекта: воспитание чувства любви и уважения к Родине;
реализация государственной политики в области патриотического воспитания молодежи;
создание системы гражданско-патриотического воспитания путем вовлечения воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива, общественности в совместные мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодых граждан России.
Задачи проекта:
- формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
- воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому и настоящему своей страны, к ветеранам Великой Отечественной войны;
- содействие духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и трудовому воспитанию воспитанников;
- развитие инициативы и творчества воспитанников через организацию социально значимой деятельности;
- проведение информационно-просветительской работы среди родительской общественности по пропаганде патриотического отношения к своей Родине.
Участники проекта: воспитанники 4-7 лет , родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, долгосрочный
Вид проекта: семейный, групповой.
Место проведения: МОУ детский сад № 214
Сроки проведения: ноябрь 2017 г. – февраль 2018 г
Режим работы: во время и вне занятий.
Социальная значимость проекта:
Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Проект направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям, призван систематизировать и углубить деятельность дошкольного учреждения по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколении, позволит объединить проводимые в детском саду социально значимые мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:
- организация совместной деятельности воспитанников, родителей,, воспитателей, жителей района по реализации основных мероприятий проекта;
- углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как верность Родине;
- повышение интеллектуального уровня воспитанников
Этапы проекта:
1. Подготовительный
Обдумывание идеи проекта.
Определение целей и задач проекта.
Сбор информации и материала для реализации идеи.
Консультирование педагогов и родителей
Составление плана проекта. Определение сроков проведения и ответственных за отдельные этапы проекта.
Разработка конспектов занятий, развлечений, положений о выставках и конкурсах.
2. Основной - практический
Проведение занятий, бесед, чтение художественной литературы
Организация детских проектов
Организация выставок.
Проведение экскурсий
Проведение праздников
Игровая деятельность детей.
3. Акции
Организация предметно-развивающей среды.
Конкурс семейных газет «Пусть дети не знают войны»
Участие в районных мероприятиях.
Взаимодействие с музеем истории Кировского района Волгограда
4. Итоговый.
Составление презентации-фотоотчета
Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Обучающая:
Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая:
развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к родному селу.
1 этап.
Подготовительный - разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Работа с родителями: договориться с родителями о том, чтобы вспомнили родных и близких людей которые воевали и совместно с детьми сделать семейную газету, приняли участие в экскурсии по родному району, городу.
Консультация для родителей «Семейное воспитание – первая ступень патриотического воспитания»
6. Работа с педагогами
Консультации:
«Патриотическое воспитание детей как залог формирования здоровой нравственности»
«Развитие связной речи –как основы социализации и коммуникации дошкольников»
«Значение музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольников»
Мастер класс «Инновационная игровая – технология как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Семинар тема «Осуществление позитивной социализации в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
1.1. «Осуществление педагогических компетенций воспитателя в ходе социализации, развития общения, нравственного воспитания»
1.2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
«Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения».
2 этап.
Основной этап реализация проекта.
1. Познавательная деятельность
- НОД познавательного цикла
- Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;
- Беседы:
«Мой район, моя улица» (все группы)
«Я и моя семья»
«Памятные места моего района» (экскурсия по памятным местам ст.и под.гр.)
«2 февраля»
«Расскажем детям о войне»
« Достопримечательности города» (презентация)
- Презентации «Мой район «Кировский»,
«Где-то под Бекетовкой»
- Участие в районном методическом объединении на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ООП детского сада в соответствии с ФГОС ДО» тема НОД «Мой район Кировский»
2. Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»,
- Настольно-печатная игра лото «Мой район»», «Кто, где живёт», «Фронтовое письмо»
- Районная игра «Солдатское дело время воевать смело»
- Подвижные игры «Снайпер». «Медсестра», «Саперы»
3. Чтение и заучивание стихотворений:
· М. Агашина «На самом шумном перекрёстке» (заучивание);
· С. Орлов «Открытые степному ветру»;
· Аркадий Кулешов «На минском шоссе»
· М. Познанская «О Родине»
· Владимир Степанов «Рассказ ветерана»
· Надежда Радченко «Блокада»
· Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»
4. Прослушивание музыкальных произведений разучивание песен, танцев.
· «Бекетовка» муз. и слов. Александра Пахмутова
· «Тучи в голубом» музыка Александра Журбина слова Василия Аксёнова и Петра Синявского
· «Три танкиста» композиторы братья Покрасс и поэт Бориса Ласкина
· «А той весне» Автор музыки и текста Елена Плотников
· «Баллада о солдатской матери» Александр Ермолов
· «Журавли» композитор Френкель Я. , автор текста Гамзатов Р.
· Марш «Прощание Славянки» Василием Ивановичем Агапкины
· «А закаты алые»
5. Продуктивная деятельность.
- Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Война глазами детей»
- Аппликация «Флаг моей Родины»
- Коллаж «Мой район Кировский»
- Семейная газета « Пусть дети не знают войны»
- Акция «Сталинградские окна»
6. Экскурсии
· мини- музей детского сада № 214;
· музей истории Кировского района;
· на станцию Бекетовская, к мемориальной доске в память жертв бомбардировки станции 2 ноября 41-го года,
· к гранитной плите, названной МЕТКОЙ ВРЕМЕНИ, на которой написано: "ЗДЕСЬ НАХОДИЛАСЬ БРАТСКАЯ МОГИЛА ВОИНОВ 64-Й АРМИИ ГЕНЕРАЛА М.С.ШУМИЛОВА, ЗАЩИЩАВШИХ БЕКЕТОВКУ
· по улице, названной в честь Шумилова, к мемориальной доске (улица Генерала Шумилова, дом 16) М.С.Шумилову
· Разработка групповых проектов для решении задач воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
3 этап.
Итоговый.
Итоговый продукт.
- Выставка семейных газет воспитанников;
- Тематическое занятие « 200 дней мужеств и стойкости»псвященное 75 летию
- Презентация педагогических проектов по гражданско-патриотическому воспитанию:
воспитание толерантности, нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста Проект «Я, ты, он, она –вместе дружная семья»
воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой родиной Проект «Моя малая родина»
воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историческим и культурным наследием Проект «Расскажем детям о войне»
· Педсовет Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»»
- Презентация-фотоотчет
Достигнутые результаты:
- Педагоги повысили свою компетентность в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Организовано взаимодействие с социумом.
- Родители повысили образовательный уровень по теме гражданско-патриотического воспитания детей.