Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка занятия «СССР в 1964-1980 гг.»

Дата публикации: 2018-04-09 21:05:19
Статью разместил(а):
Психомахова Аминат Рашидовна

Методическая разработка занятия
«СССР в 1964-1980 гг.»
для студентов специальности
34.02.01 Сестринское дело I курс

Автор: Психомахова Аминат Рашидовна

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»
(Обособленное подразделение № 1)

 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ


Согласно требованиям ФГОС СПО к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования в
области медицины студенты должны овладеть основными знаниями в области
истории.
Данная методическая разработка предназначена для проведения
теоретического занятия по теме «СССР в начале 1964 - 1980 гг.» по
учебной дисциплине «История» для специальности 34.02.01 Сестринское
дело I курс.
Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих знания и
умения. Учебные методы позволяют преподавателю выбрать наиболее
оптимальные действия для раскрытия индивидуальных способностей и
возможностей студентов.
• Оснащение включает документальное, предметное и визуальное
обеспечение.
• Методический блок является ориентировочным. В нем отражены общая и
конкретные цели. Хронокарта занятия отражает этапы занятия,
 ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает
деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.
• Новый материал освещен в разделе «Информационно-познавательный
блок», где подробно теоретические аспекты данной темы.
• В блок контроля включены тесты с эталонами ответов для определения
 уровня знаний.
• В данной разработке используются информационно-коммуникационные
технологии, что позволяет улучшить восприятие материала.
• Материалы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
способствуют более углубленному изучению данной темы.


ВВЕДЕНИЕ
Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на
27 Съезде ЦК КПСС, когда Горбачев отметил, что в развитии Советского
Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор
термин «период застоя» прочно вошел в историю, как обозначение этого
времени.
Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой», он имеет
двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых
периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти двадцать лет, по
мнению историков, СССР достиг своего наивысшего рассвета: строились
новые города, страна добилась огромных успехов в деле покорения
космоса, в спорте, культурной жизни и многих других сферах жизни,
также выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных
политических и экономических потрясений в этот период также лишь
укрепило стабильность, царящую в стране и уверенность граждан в
завтрашнем дне.
Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в
экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло
руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при
этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но
продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало
существенных трудностей. Эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее
благоприятным периодом в жизни СССР, но с другой стороны, этот период
был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не
могли сохраняться вечно и экономику, которая застопорилась в своем
развитии, ждали серьезные потрясения.

 
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Название дисциплины: «История»
Тема: «СССР в начале 1964 - 1980 гг..»
Вид занятия: Теоретическое занятие
Тип занятия: Комбинированный
Место проведения: кабинет «Истории» №24.
Количество часов: 2 часа (90 минут).
Цели урока:
• отметить историческую обусловленность общественных процессов
происходящих в СССР в начале 1960-х гг.;
• выделить основные факты, процессы и явления, характеризующие
целостность отечественной и всемирной истории данного периода;
• показать характер войны, развязанной правительствами ради увеличения
сферы своего влияния.
Образовательные: усвоения и осмысления фактического материала по теме,
формирование творческого мышление учащихся, их самостоятельность, их
умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать
решение.
Развивающие: развивать у обучающихся умения устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы, излагать и отстаивать свою
точку зрения, самостоятельно работать с дополнительным материалом,
развивать умения работы с исторической картой.
Воспитательные: воспитание информационной культуры, самостоятельности,
ответственности, эстетического чувства гармонии, расширение кругозора,
патриотическое воспитание
Задачи:
1. Установить историческую связь между историей СССР и мира; показать
преемственность в развитии мировой истории.
2. Рассмотреть этапы развития СССР.
3. Сформировать яркое, целостное представление об основных этапах
развития нашей страны и персоналиях этой эпохи.
Конкретные цели:
1. На примерах показать, что смена партийно-государственного
руководства СССР в октябре 1964 г. означала и смену политического
курса, отказ от ряда демократических идей и начинаний Хрущева.
2. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в
середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы
1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания
застойных явлений в экономике и социальной сфере.
3. Уяснить что, несмотря на значительное влияние государства на все
стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в
рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок
для создания альтернативных идеологических и политических структур.
4. Отметить, что главной предпосылкой разрядки международной
напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между
Востоком и Западом в конце 60-х гг., а также стремление каждой из
сторон достичь в результате ослабления международной напряженности
собственных целей.
5. Расширить знания о политических лидерах;
6. Сформировать понимание причин и следствий начала реформ и военных
действий в Афганистане;
7. Знать основные факты, процессы и явления, характеризующие
целостность отечественной и всемирной истории;
8. Знать основные исторические термины и даты;
9. Знать историческую обусловленность общественных процессов;
10. Уметь решать тесты по изученной теме.
11. Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
12. Представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, кроссворда, сообщения, доклада, презентации;
13. Уметь проводить поиск исторической информации в источниках
разного типа.
Междисциплинарные связи: обществознание, экономика, международное
право.

Оснащение занятия:
1. ТСО: Презентация
  Видеоролики «Конституция 1977г», «Реформа Косыгина», «Афганская
война», «БАМ», «Диссидентское движение».
2. Учебник, тетради обучающихся, раздаточный материал, тест,
методическое пособие
Домашнее задание:
Составьте таблицу «Минусы и плюсы эпохи Брежнева»
Год Плюсы эпохи Брежнева Минусы эпохи Брежнева

• Выучить основные термины и понятия по теме.

 
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент 3 Проверяет готовность студентов к занятию.
Отмечает отсутствующих, заполняет журнал. Приветствуют преподавателя,
называют отсутствующих
2. Активизация познавательной деятельности:
-доведение до студентов цели и задач занятия:
-студент должен знать
- студент должен уметь
-актуальность темы
-мотивация студентов к изучению темы 5 Вступитель-ное
  слово
преподава-теля Сообщает студентам
тему, цели и план
занятия. Раскрывает
важность и значимость
темы, мотивирует
студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.
Записывают в тетради тему.
Настраиваются на учебную деятельность
  по приобретению
новых знаний.

3. Контроль исходного уровня
знаний 10 Комбиниро-ванный: Фронтальный опрос. Когда и в связи с чем
состоялось смещение Н. С. Хрущева с высших партийных и государственных
постов? Кто стал лидером партии? Кто заменил Хрущева на посту главы
правительства? Какие решения новое руководство приняло в области
внутрипартийной жизни?
Индивидуальный по карточкам. Отвечают на вопросы.

4. Предъявление нового
материала 20 Объяснител-но-иллюстратив-ный Мотивирует студентов к
изучению нового материала. Объясняет студентам учебный материал,
сопровождает объяснение демонстрацией презентации и ролика,
карты. Записывают в тетрадь план урока.
Составляют
конспект
основных изучаемых терминов.
5. Закрепление материала. 30 Репродуктив-ный
(работа с тестом) Инструктирует
студентов, наблюдает
за их работой,
корректирует ее. Задает вопросы по материалу. Выполнение каждого
задания на этом этапе.
  Деятельность студентов обеспечивает конспектами. Выполняют действие
по инструкции.
Самостоятельная работа направлена на дополнение и углубление
изученного материала.
6. Контроль эффективности
обучения. 15 Устный, практический Организует работу студентов на
этапе контроля. Корректирует ответы. Отвечают на вопросы
преподавателя.
7. Подведение итогов занятия.
Рефлексия 5 Анализ.
Проблемный Оценивает работу группы, выставляет отметки и комментирует
их. Чем вы можете объяснить необходимость экономических реформ в
СССР в середине 60-х гг.? В чем причины их непоследовательности и
низкой результативности?
Укажите фамилии политических и общественных деятелей. Диссидентское
движение в СССР: предпосылки, этапы. Предлагает студентам обобщить
изученный материал проанализировать ошибки, причины затруднений
оценить степень достижения целей. Обобщают изученный материал,
анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальный уровень
достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.
8. Домашнее задание 2 Инструктаж Дает конкретные
  разъяснения по
выполнению домашнего
задания. Записывают задание
на дом.
Общее время занятия (мин.) 90

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
2.1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Волюнтаризм – произвольные политические решения, игнорирующие
объективные законы, реальные условия и возможности.
Диссидент – человек, не разделяющий господствующую идеологию и
политику властей, инакомыслящий.
Доктрина – научная или философская теория, система, руководящий
теоретический или политический принцип.
Конверсия (в экономике) – перевод военно-промышленных предприятий на
выпуск мирной продукции.
Паритет – равенство, равноправие сторон в чем-либо.
Ротация (в переводе с лат. – круговращение) – в политическом смысле
перемещение руководящих кадров.
Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами,
симпатиями, взглядами, субъекта; отсутствие объективности.
«Теневая экономика» – система производства, действующая вопреки
существующему законодательству, чаще всего нелегально.
Хозрасчет (хозяйственный расчет) – метод хозяйствования, основанный на
соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной
деятельности.

2.2. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ПЛАН:
1. КПСС в политической системе.
2.Необходимость хозяйственной реформы
3. Сохранение административно-командной системы.
4.Хозяйственный застой.
5. Внешняя политика.
Первый (с 1966 г. Генеральный) секретарь ЦК: КПСС Л.И. Брежнев,
 председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, председатель
Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный возглавили новое
советское руководство, провозгласившее восстановление принципов
коллективного руководства и контроль партийных органов за всеми
сторонами жизни общества. Стабильность в кадровой политике, когда
каждому была обеспечена возможность планировать развитие своей
карьеры, благоприятствовала укоренению отношений личной преданности и
утверждению системы ценностей, в которой верность патрону
превалировала над компетентностью. В то же время личная преданность
как главное средство достижения стабильности была едва ли совместима с
совершенствованием самой системы, подразумевающим замену
некомпетентных кадров, и с системой технократических ценностей,
порожденных проведением дальнейших экономических реформ. Общность
интересов, сплотивших новое руководство, несмотря на все последующие
расхождения, позволила придать политической борьбе в «застойные» годы,
в том числе изменениям в составе высших партийных органов, мирный и
официальный характер. Реформа началась в 1965 г. с упразднения
совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств,
ликвидированных Хрущевым. Были созданы крупные государственные
комитеты: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике,
Госстандарт.

Вместе с тем предприятия получали некоторую автономию. Однако понятие
хозрасчета не подразумевало перехода к рыночным отношениям. Число
обязательных показателей было сведено до минимума. Параллельно с
сохранением валовых показателей были введены новые: стоимость
реализованной продукции (для побуждения предприятий к сокращению
выпуска не пользующейся спросом продукции и повышения качества), общий
фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений.

Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставляли в
их распоряжении. Фонды стимулирования, заменившие собою те, которыми
прежде распоряжался директор, были разделены на три части: фонд
материального поощрения, распределение которого контролировалось общим
собранием трудового коллектива, фонд «соцкультбыта», предназначенный
главным образом для строительства жилья, и фонд самофинансирования для
нужд обновления производства. Практика реализации реформы показала,
что проблемы, связанные с природой прежних экономических показателей,
остались нерешенными. Поощрительные фонды не смогли должным образом
стимулировать рабочую силу: предназначенные рабочим премии составляли
всего лишь 3% от зарплаты, что было недостаточно для того, чтобы
вызвать интерес к повышению эффективности производства. От разработки
до выпуска первого пробного образца и освоения массового производства
проходило в среднем шесть — восемь лет.

С первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и
противоречивых мер, так как сочетает расширение допущенной
самостоятельности предприятий с усилением административных и
экономических полномочий министерств. Реформа не привела к решению
таких важных проблем, как повышение эффективности аграрного
производства, ускоренные темпы развития легкой промышленности и
сельского хозяйства, ликвидация разрыва в уровне жизни города и села,
сочетание моральных и материальных стимулов труда, совершенствование
политико-административной системы и определение места в ней рынка. Это
заставило руководство СССР, ведущего международную политику
сверхдержавы, всерьез задуматься над связью между экономическими
реформами, способствующими повышению благосостояния народа, и кризисом
системы советского типа. До середины 1970-х гг. Брежнев и Косыгин
оставались главными оппонентами в выборе экономической стратегии.

Представляемые Брежневым наиболее консервативные экономические
тенденции возобладали с 1972—1973 гг. одновременно с его возвышением
внутри правящей группы на посту Генерального секретаря ЦК КПСС и
окончательно утвердились во второй половине 1970-х гг. после XXV
съезда КПСС. Основные усилия направлялись на развитие оборонной
промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири.
 Концентрация Брежневым власти не нарушила политической стабильности:
он представлял политический консенсус всего партийного руководства.
Это согласие было основано на стремлении сохранить коллективное
руководство, защитить интересы бюрократических структур и узаконить
властные отношения. В годы «застоя» партийные съезды собирались
регулярно каждые пять лет, а их задачей провозглашалось определение
генеральной линии во внешней политике и основных направлений
пятилетних планов. Однако с начала 1970-х гг. значение ЦК КПСС в
принятии решений стало падать, а его функции постепенно перешли к 25
секторам Секретариата ЦК, осуществлявшим политическое управление на
центральном уровне.

Еще на XXII съезде партии в 1961 г. Н.С.Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила
бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного
государства». Новое советское руководство построение коммунизма
отодвинуло на более дальние сроки и ввело новое понятие — «развитой
социализм», которое позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью.
Новое понимание «общенародного государства» подразумевало сплочение
интересов всех социальных слоев общества — рабочих, колхозников и
интеллигенции. Принятая в 1977 г. Конституция СССР более решительно по
сравнению с предыдущими утверждала ведущую роль коммунистической
партии. Она формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую
силу советского общества, ядро его политической системы,
государственных и общественных организаций.

Не структурная перестройка, а крупные инвестиции в сельское хозяйство,
запуск механизма инфляции в сочетании с новой административной
централизацией экономики стали определять развитие экономики в
последующие годы. В этих условиях реформа не могла не принять лишь
косметический характер. Отдельные составляющие реформы, такие как
создание новых структур типа научно-производственных объединений с
целью рационализации управления, попытки улучшить планирование и
повысить эффективность производства, не могли принести желаемых
результатов: улучшения качества продукции, роста рентабельности
предприятий, повышения производительности труда. Задачи, которые
ставились в пятилетних планах периода «развитого социализма», были
более реальными, нежели экономическая программа Хрущева. В целом они
предусматривали поддержание темпов роста промышленного производства на
уровне 7—9% в год и сельскохозяйственного — 4% в год. Однако даже эти
цели не были реализованы, и в 1970—1985 гг. наметилось падение темпов
роста практически по всем важнейшим показателям в промышленности,
сельском хозяйстве, производительности труда, в объемах
капиталовложений.

Начиная с 1975 г. стало невозможным поддерживать
экономический рост, используя, как прежде, массовое привлечение новой
рабочей силы. Фактически это означало, что возможности для
экстенсивного развития народного хозяйства были исчерпаны. Теперь
темпы развития экономики зависели только от роста производительности
труда. В этих условиях правительство прибегло к массовому импорту
иностранной техники и технологий в надежде быстро поднять
производительность труда. Этот путь казался более привлекательным, чем
медленный путь реформы организации труда. Кроме того, стало
сказываться истощение традиционной сырьевой базы и смещение добывающей
промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, на
восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему
транспорта. К этому прибавлялись физический износ и моральное старение
оборудования и основных фондов, рост удельного веса военных расходов,
непосредственно отражавшихся на развитии гражданского производства.
Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской
экономике.

В течение 15 лет страна пережила восемь сильнейших
неурожаев. В сложившихся условиях правительству пришлось прибегнуть к
массовому ввозу зерновых, достигавшему в 1979—1984 гг. в среднем около
40 млн. т в год. Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева
поставило новое руководство страны перед необходимостью пересмотра
аграрной политики. В марте 1965 г. был ослаблен контроль над
колхозами, до которых теперь доводился рассчитанный на пять лет план
продажи продукции по стабильным ценам, сверхплановый продукт сдавался
по повышенным ценам, а в целом цены на сельскохозяйственную продукцию
были увеличены. Оплата труда колхозников по трудодням была заменена
месячной зарплатой. Вложения в аграрный сектор превышали пятую часть
всех инвестиций, но результаты от них оказались меньше ожидаемых.
Тогда правительство сделало попытку изменить саму структуру сельского,
хозяйства: были сняты ограничения по хозяйствованию на приусадебных
участках, размеры которых увеличены вдвое, принят ряд мер в поддержку
частного сектора, сняты ограничения на поголовье домашнего скота,
колхозникам было разрешено брать кредиты для обустройства своих
хозяйств. Тем не менее эта новая тенденция не могла не вступать в
противоречие с принципом коллективного хозяйства, нацеленного не на
обеспечение развития производства, а на изъятие прибавочного продукта.

Частный сектор, доля которого в общем объеме сельскохозяйственного
производства доходила до 30% по некоторым видам продукции, и
коллективное хозяйство оставались несовместимыми. С целью повышения
эффективности сельского хозяйства правительство прибегло к
многочисленным реформам, направленным на реорганизацию управления
колхозным производством. Одна из них предусматривала отказ от запрета
для крестьян на любую деятельность по переработке продуктов. С
1977—1978 гг. стали создаваться производственные объединения,
призванные повысить специализацию в производстве и увеличить
переработку сельхозпродуктов. В 1982 г. были созданы агропромышленные
комплексы (АПК), которые объединили расположенные на одной территории
колхозы, совхозы, производства, работающие для нужд сельского
хозяйства, с целью обеспечить их интеграцию. Однако АПК не оправдали
себя и не стали жизнеспособным экономическим организмом. Брежневская
стратегия финансовых вливаний в сельское хозяйство не смогла решить
глубинной проблемы — отчуждения крестьянина от земли, — способствуя в
то же время росту затрат.

Со второй половины 1970-х гг. наблюдается
вступление советской экономики в кризис, официально признанный
руководителями, пришедшими к власти в 1985 г., и ставший важнейшей
причиной начавшейся тогда «перестройки». Кризис выразился в резком
падении темпов промышленного роста, производительности труда,
инвестиционном буме и снижении отдачи от капиталовложений, росте
незавершенного строительства. Руководство страны было поставлено перед
необходимостью новых реформ.

Существовавшая система оказалась
неспособной обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов
и интеллектуального потенциала общества. Система оставалась по
существу той же самой, что и при ее возникновении в 1930-е гг., с
присущими ей чрезмерной централизацией, директивным планированием,
отсутствием рыночного ценообразования и организации использования
ресурсов, контролем всех способов материального стимулирования
трудящихся центром, ограничением или запрещением всех видов
индивидуальной трудовой деятельности в производстве, сфере услуг,
торговле. Трудящиеся могли рассчитывать только на деятельность в
общественном секторе, а любая личная инициатива считалась нелегальной
и относилась к теневой экономике. Общественный же сектор оставался
невосприимчивым к индивидуальной творческой инициативе. Постоянный
дефицит товаров, ставший своего рода приметой времени, имел
существенное значение в подрыве материальной заинтересованности и
делал бессмысленным стремление к более высокому заработку.

Противоречивым было развитие советской культуры после окончания эпохи
«оттепели». С одной стороны, создавались новые музеи, школы, вузы,
научные институты. Развивались киноискусство, радио и телевидение. С
другой стороны, культура финансировалась из государственного бюджета,
и субсидий на культурное развитие неизменно не хватало для покрытия
его нужд. К началу 1980-х гг. победил принцип финансирования культуры
«по остаточному принципу». При этом широко практиковалось воздействие
государства на сферу культуры, прямое вмешательство партийных и
государственных органов в процесс творчества. К печати допускались
только литературные произведения, строго следующие принципам
социалистического реализма, по прежнему провозглашавшего основным
творческим методом советских писателей, художников, режиссеров.

Некоторые писатели, не имевшие возможности издаваться в Советском
Союзе, печатались за рубежом. Это рассматривалось властными органами
как «предательство»: так были арестованы, осуждены и высланы за
границу писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль, осмелившиеся
опубликовать под псевдонимами ряд сочинений за рубежом. Выброшенными
из СССР оказались писатель А.И. Солженицын, выдающийся музыкант М.Л.
Ростропович и многие др. Многие запрещенные цензурой произведения
литературы читатель мог найти только через так называемый «Самиздат»:
так распространялись, к примеру, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына,
«Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака. За два десятилетия — с 1965 по 1985
г. — в советском обществе произошли глубокие перемены в общественной
жизни, преобразившие содержание отношений между обществом и властью.

Налицо было социальное противоречие — между возникшей
социопрофессиональной структурой, адекватной потребностям
научно-технической революции, и сложившейся в прошлую эпоху системой
производственных отношений. Результатом противоречия явились
социальный кризис, проявлениями которого стало общее недовольство
массы специалистов, имевших высокую профессиональную подготовку,
условиями своей работы, и вытекающий отсюда нездоровый
социально-психологический климат. Сложившаяся ситуация подготовила
коренное изменение общественных умонастроений, увеличившее пропасть
между официальной идеологией и мировоззрением значительной части
рядовых граждан.

В этом смысле общество оказалось подготовленным к
предстоящей ему перестройке. 1970-е гг. характеризуются ростом
авторитета и влияния СССР во всем мире. Центральным событием
международной жизни стало Общеевропейское совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Оно проходило в 1973—1975 гг. и завершилось в
Хельсинки (Финляндия) встречей руководителей 35 государств Европы, США
и Канады. Итоговый документ совещания — Декларация принципов —
содержал десять пунктов, которыми государства-участники обязались
руководствоваться в международных отношениях. К числу этих принципов
относились: территориальная целостность государств и нерушимость
границ, мирное урегулирование споров и невмешательство во внутренние
дела друг друга, уважение прав человека. Эти принципы были внесены в
Конституцию СССР 1977 г. как принципы мирного сосуществования
государств с различным общественным строем.

Совещанию предшествовал длительный процесс урегулирования вопроса о
признании ФРГ послевоенных границ в Европе. Федеральный канцлер ФРГ В.
Брандт пересмотрел непреклонную позицию прежнего руководства в
«восточной политике» и подписал договор с СССР о взаимных
обязательствах сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от
претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии со столицей в
Кенигсберге, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве
Калининградской области. В 1972 г. четырехстороннее соглашение между
СССР, США, Англией и Францией подтвердило независимость Западного
Берлина от ФРГ.

В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие
военно-стратегического паритета (равенства) СССР и США в уровне
вооружений. Благодаря этому, десятилетие стало периодом разрядки
международной напряженности. СССР и США подписали ряд договоров о
безопасности, среди которых Договор по ограничению стратегических
вооружений (ОСВ-1, 1972) и Договор ОСВ-2 (1979), Договор по
противоракетной обороне (ПРО, 1972) о создании зон противоракетной
обороны, Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия
(1974) и Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях (1976). С
1960-х гг. берет начало длительная конфронтация (противостояние) СССР
с социалистическим Китаем во главе с Мао Цзэдуном, недовольным
антисталинским курсом нового советского руководства. Весной 1969 г.
начались вооруженные нападения Китая на советскую территорию,
вызванные территориальными претензиями. В ответ СССР подтянул к
советско-китайской границе и ввел в Монголию значительные военные
силы.

Вплоть до 1989 г. обеим державам не удавалось найти подход к
решению этих вопросов. На рубеже 1970—1980-х гг. ведущие державы от
политики разрядки повернули в сторону конфронтации. В 1979 г.
руководство СССР ввело войска в Афганистан с целью оказания военной
помощи в проведении просоциалистических преобразований. Руководство
США и президент Р. Рейган приняли решение о размещении в Западной
Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия, направленных
против СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983—1984 гг. на
территориях ФРГ, Англии и Италии. В ответ СССР разместил свои ядерные
ракеты среднего радиуса действия в Чехословакии и Восточной Германии.
Эти взаимные шаги двух крупнейших ядерных держав прервали процесс
европейской разрядки.


БЛОК КОНТРОЛЯ
В результате изучение данной темы обучающийся должен овладеть общими
компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и
осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ТЕСТ
Вариант1.
Уровень А.
1. Период «застоя» характеризует:
а) легализация диссидентского движения;
б) борьба с коррупцией;
в) развитие кризиса во всех сферах жизни общества;
г) создание многопартийной системы.
2. Л.И. Брежнев в своей работе использовал такие аппаратные приемы,
как:
1) обновление кадров;
2) принятие решений узким кругом лиц;
3) свертывание критики;
4) отторжение всего, не совпадающего с генеральной линией партии;
5) борьба с коррупцией в среде партийной номенклатуры.
                 а) 2, 3, 4. б) 1, 2, 3. в) 3, 4, 5. г) 1, 3, 5.
3. К периоду «застоя» не относится:
а) ужесточение контроля в сфере духовной жизни общества;
б) укрепление позиций партийно – государственной номенклатуры;
в) принятие новой Конституции СССР;
г) проведение приватизации;
4. Разработка концепции «развитого социализма» в СССР связана с:
а) кризисом коммунистической идеологии;
б) ослабление роли партийного аппарата;
в) наступлением «оттепели» в духовной жизни;
г) национальными конфликтами;
5. Развитие промышленности к 1980 годам характеризуют следующие черты:
1) введение хозрасчета на предприятиях;
2) создание научно – производственных объединений;
3) начало развития атомной энергетики;
4) преобладание предприятий ВПК;
5) децентрализация управления промышленностью;
6) финансирование промышленного строительства за счет вывоза
естественного сырья;
              а) 1, 2, 5. б) 1, 4, 6,. в) 2, 4, 6. г) 3, 4, 5.
6. Во время нахождения у власти Л.И. Брежнева произошли эти события:
1) создание ЮНЕСКО;
2) введение советских войск в Афганистан;
3) внедрение хозрасчёта;
4) разрядка международной напряженности;
5) распад СССР;
6) провозглашение перестройки;
               а) 1,3,5. б) 2,3,4. в) 3,4,6. г) 4,5,6.
7. К 1980-м годам относится творчество деятелей культуры:
1) В. Высоцкого; 4) М. Ростроповича;
2) А. Ахматовой; 5) А. Фадеева;
3) А. Вознесенского; 6) М. Шолохова;
              а) 1,2,5, б) 1,3,4, в) 2,3,5, г) 4,5,6.
8. Понятие «стагнация» характеризует развитие экономики в период:
а) «оттепели»; в) перестройки;
б) «застоя»;
                                                                г)
Великой Отечественной войны;
9. Понятие «диссидент» получило широкое распространение в период:
а) перестройки;
б) «оттепели»;
в) «застоя»;
г) гражданской войны;
10. Эти события внешней политики СССР произошли в период 1975-1985
гг.:
1) достижение военного паритета СССР – США;
2) дипломатическое признание СССР;
3) ввод советских войск в Афганистан;
4) вывод войск из стран Восточной Европы;
5) ввод войск в Чехословакию;
6) участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в
Хельсинки;
                   а) 1,2,5. б) 1,3,6. в) 2,4,5. г) 3,5,6
11. Внутреннюю политику СССР 1975-1985 гг. характеризует:
1) отмена руководящей роли КПСС;
2) утверждение концепции «развитого социализма»;
3) ограничение срока пребывания на одной должности для
партийно-государственных кадров;
4) усиление цензуры в области культуры;
5) проведение «шоковой терапии»;
6) усиление позиций партийно-государственных номенклатуры;
а) 2,4,6. б) 1,3,5. в) 2,3,5. г) 3,4,5
12. Стремясь к ускорению социально-экономического развития страны,
руководство КПСС в середине 1980-х г.г:
а) провело либерализацию цен;
б) развернуло модернизацию;
в) провело приватизацию;
г) ввело госприемку производимой продукции;
13. В годы застоя появилось понятие:
а) модернизация; в) индустриализация;
б) номенклатура; г) культурная революция;
14. Стремление советского руководства к достижению
военно-стратегического паритета с США привело к:
а) сокращению численности армии;
б) демилитаризации промышленности;
в) прекращению гонки вооружений;
г) возрастанию роли ВПК;
15. Экономическая политика, проводимая в годы застоя, привела к:
а) либерализации цен;
б) использованию рыночного регулирования экономики;
в) созданию класса собственников;
г) отставанию в наукоемких отраслях;
16. Понятие «железный занавес» характеризует событие (явление):
а) конфликт в Нагорном Карабахе;
б) раскол Европы на два лагеря по идеологическому принципу;
в) война в Чечне;
г) вывод советских войск из Афганистана;
17. К периоду руководства страной Л.И. Брежнева относится событие:
а) строительство храма Христа Спасителя;
б) полет Ю.А. Гагарина в космос;
в) открытие движения по Транссибирской магистрали;
г) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали;
18. В годы правления Л.И. Брежнева было характерно:
а) ресталинизация, стабильность в кадровой политике, преследование
диссидентов;
б) создание совнархозов, десталинизация, освоение целины;
в) привлечение иностранных инвестиций, борьба с алкоголизмом;
г) осуждение политики КПСС, издание запрещенных ранее литературных
произведений;
19. Результатом военных действий СССР в Афганистане стало:
а) укрепление организации Варшавского договора;
б) начало периода разрядки международной напряженности;
в) усиление противоречий между СССР и многими странами мира;
г) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении;
20. Событие внешней политики СССР 1980-х г.г:
а) вывод советских войск из Афганистана;
б) создание Организации Варшавского договора;
в) ввод советских войск в Чехословакию;
г) подписание Беловежских соглашений;
21. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. руководителем Советского
государства стал:
а) М.С. Горбачев; в) К.У. Черненко;
б) Ю.В. Андропов; г) Б.Н. Ельцин;
22. В 1985 г. произошли события:
а) строительство Днепрогэса, совместный полет космических кораблей
«Союз» и «Апполон»;
б) полет Ю.А. Гагарина, принятие новой Программы КПСС;
в) приход к власти М.С. Горбачева, начало перестройки;
г) приход к власти Н.С. Хрущева, XX съезд КПСС;
23. «Новоогаревский процесс» - это:
а) организация государственного переворота;
б) попытка подписания нового проекта союзного договора в 1991 г.;
в) проведение конституционной реформы;
г) встреча глав СССР и США;
24. С переходом России от тоталитаризма к демократии с рыночной
экономикой связано понятие:
а) модернизация; в) посткоммунизм;
б) интеграция; г) геополитика;
25. В период перестройки был образован новый орган власти:
а) ГКЧП; б)
Совет министров;
в) Съезд народных депутатов; г) Государственный
совет;
26. Многопартийная система в Российской Федерации возродилась:
а) 1982г. б) 1985г. в) 1991г. г) 1993г.
27. К попыткам реформирования экономики в период перестройки в СССР
относятся мероприятия:
1) шоковая терапия;
2) предоставление хозяйственной самостоятельности предприятиям;
3) отказ от монополии внешней торговли;
4) разрешение частной трудовой деятельности;
5) переход к отраслевой системе управления;
6) принятие закона «О кооперации»;
            а) 1,3,5, б) 2,4,6, в) 1,3,5, г) 4,5,6.
28. Результатом проведения политики перестройки в СССР стало:
а) рост темпов развития экономики;
б) утверждение монопольного права КПСС на власть;
в) полный отказ советского руководства от коммунистической идеологи;
г) проведение выборов на альтернативной основе;
           29. Реформирование политической системы СССР в период
перестройки, привело к:
а) учреждению Государственного совета;
б) урегулирование межнациональных отношений;
в) укрепление КПСС;
г) становление многопартийности;
30. М.С. Горбачев возглавлял СССР в:
а) 1985-1991 гг. в) 1984-1993 гг.
б) 1982-1991 гг. г) 1979-1989 гг.

Вариант 2.
Уровень А.
1. Политика гласности в СССР в 1985 – 1991 г.г. привела к:
а) началу реабилитации жертв сталинских репрессий;
б) падению интереса к истории социалистического общества;
в) отмене секретности государственных тайн;
г) осознанию сущности тоталитарной системы;
2. «Парадом суверенитетов» республик называют:
а) принятие деклараций о суверенитете союзных республик;
б) проведение референдума о сохранении СССР;
в) подписание договора о создании СНГ;
г) создание унитарных государств;
3. В 1986 г. в СССР произошло событие:
а) строительство БАМа;
б) принятие Конституции;
в) попытка государственного переворота;
г) катастрофа на Чернобыльской АЭС;
4. Договор 1991 г., подписанный Россией, Украиной и Белоруссией,
называется:
а) ОВД;
б) Беловежские соглашения;
в) Переяславская Рада;
г) Мюнхенский договор;
5. Экономические реформы в СССР в 1987-1988 гг. привели к:
а) установлению монополии внешней торговли;
б) ликвидации кооперативного сектора в экономике;
в) возможности заниматься частной трудовой деятельностью;
г) образованию МТС;
6. Событие внешней политики СССР периода перестройки:
1) принятие СССР в состав НАТО;
2) подписание договора с США о ликвидации двух классов ядерного
оружия;
3) объединение ГДР и ФРГ;
4) подписание договора о создании СНГ;
5) вывод советских войск из Афганистана;
6) ввод войск в Южную Осетию;
           а) 1,2,4, б) 2,3,5, в) 4,5,6, г) 1,4,6.
7. К принципам «нового политического мышления» относятся:
1) признание мира единым и взаимосвязанным;
2) усиление международной напряженности;
3) отказ от политики мира;
4) решение международных проблем не силой, а балансом интересов стран;
5) вступление СССР в НАТО;
6) признание приоритета общечеловеческих ценностей;
а) 1,3,5 б) 1,4,6 в) 2,4,5 г) 3,5,6
8. «Новоогаревский процесс» - это:
а) организация государственного переворота;
б) попытка подписания нового проекта союзного договора в 1991 г.;
в) проведение конституционной реформы;
г) встреча глав СССР и США;
9. На развитие отечественной культуры во второй половине 80-х годов
значительное влияние оказало:
а) снятие ограничений на свободу творчества;
б) введение цензуры;
в) резкое увеличение государственных ассигнований;
г) внедрение метода социалистического реализма;
10. Эти события произошли в период перестройки:
1) учреждение должности Президента СССР;
2) дефолт;
3) принятие конституции РФ;
4) провозглашение суверенитета России;
5) модернизация;
6) выступление ГКЧП;
а) 1,2,3 б) 1,4,6 в) 2,4,6 г) 3,5,6
11. Период руководства страной М.С. Горбачевым характеризует понятие:
1) демократизация; 4) перестройка;
2) культ личности; 5) монархия;
3) тоталитаризм; 6) гласность;
а) 1,2,3 б) 1,4,6 в) 2,3,5 г) 3,5,6
12. К событиям международных отношений и внешней политики России в
1990-е гг. относится
а) вывод войск из Афганистана
б) подписание в г. Хельсинки Заключительного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
в) завершение вывода войск из Германии
г) официальная встреча президентов М. С. Горбачева и У. Клинтона
13. Первым президентом СССР стал:
а) И.В.Сталин
б) Л.И. Брежнев
в) Б.Н. Ельцин
г) М.С. Горбачёв
14. Проведение политики перестройки предполагало
а) укрепление руководящей роли партийной номенклатуры
б) прекращение критики политики Советского государства
в) обязательное проведение приватизации собственности
г) отказ от цензуры средств массовой информации
15. Экономическая политика, проводимая в период руководства М. С.
Горбачева, привела к
а) росту темпов промышленного развития
б) формированию частного сектора в экономике
в) отказу от закупок продовольствия за границей
г) широкому внедрению наукоемких производств
16. Переход СССР и других стран бывшего «социалистического лагеря» от
тоталитарной модели развития к обществу с рыночной экономикой,
демократической общественно-политической системой называют периодом
а) реставрации
б) постиндустриализма
в) посткоммунизма
г) глобализации
17. Конверсией называется
а) передача государственных предприятий в частные руки
б) перевод части военных предприятий на выпуск мирной продукции
в) передача государственных и колхозных земель в руки фермеров
г) продажа земли иностранным собственникам
18. «Перестройка» в СССР началась
а) в 1945г.
б) в 1985г.
в) в 1991г.
г) в 1999г.
19. Распад СССР произошёл
1)в 1990г.
2) в 1991г.
3) в 1992г.
4) в 1993г.
       20. Укажите основные элементы внешней политики России в 80-е
годы ХХв.
        1) распад мировой системы социализма
        2) вывод советских войск из Афганистана
        3) объединение Германии
4) все перечисленное верно
       21.Укажите основные элементы внешней политики России в 60-е
годы ХХв.
        1) существование мировой системы социализма
        2) ввод советских войск на территорию Чехословакии
        3) разъединение Германии
4) все перечисленное верно
22. Понятием вошедшее в жизнь советского общества в период
перестройки является
  а) гласность
  б) развитой социализм
  в) реабилитация
  г) оттепель
23. Документ принятый в годы перестройки назывался
а) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на
продовольственные и промышленные товары»
б) «О культе личности и его последствиях»
в) Продовольственная программа
г) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
24. Экономическая политика, проводимая в период руководства М. С.
Горбачева, привела к
а) росту темпов промышленного развития
б) формированию частного сектора в экономике
в) отказу от закупок продовольствия за границей
г) широкому внедрению наукоемких производств.
25. С ГКЧП связано событие
а)проведение рыночных реформ
б) попытка государственного переворота
в) принятие новой Конституции
г) борьба с коррупцией
26. К периоду «застоя» не относится:
а) ужесточение контроля в сфере духовной жизни общества;
б) укрепление позиций партийно – государственной номенклатуры;
в) принятие новой Конституции СССР;
г) проведение приватизации;
27. Разработка концепции «развитого социализма» в СССР связана с:
а) кризисом коммунистической идеологии;
б) ослабление роли партийного аппарата;
в) наступлением «оттепели» в духовной жизни;
г) национальными конфликтами;
28. Развитие промышленности к 1980 годам характеризуют следующие
черты:
1) введение хозрасчета на предприятиях;
2) создание научно – производственных объединений;
3) начало развития атомной энергетики;
4) преобладание предприятий ВПК;
5) децентрализация управления промышленностью;
6) финансирование промышленного строительства за счет вывоза
естественного сырья;
              а) 1, 2, 5. б) 1, 4, 6,. в) 2, 4, 6. г) 3, 4, 5.
29. Во время нахождения у власти Л.И. Брежнева произошли эти события:
1) создание ЮНЕСКО;
2) введение советских войск в Афганистан;
3) внедрение хозрасчёта;
4) разрядка международной напряженности;
5) распад СССР;
6) провозглашение перестройки;
               а) 1,3,5. б) 2,3,4. в) 3,4,6. г) 4,5,6.
30. Понятие «железный занавес» характеризует событие (явление):
а) конфликт в ГДР;
б) раскол Европы на два лагеря по идеологическому принципу;
в) война в Афганистане;
г) отсутствие цензуры


Уровень В.
1. Расположите следующие события в правильной хронологической
последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в
правильной последовательности в таблицу.
А)создание ОВД
Б)создание ООН
В)создание СССР
Г)создание СНГ
2. Установите соответствие между понятием и его определением.
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) тоталитаризм 1)нормативный акт государства или
                  правительства, важный закон
Б) национализация
2) государственный строй, стремящийся осуществлять  полный контроль над всеми областями общественной жизни
В) декрет

3) переход частных предприятий в собственность государства
Г) модернизация
4) изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям
5) течение общественной мысли, отрицающее существование любого
государства

3. Прочтите отрывок из записки Ю.В. Андропова и генерального
прокурора СССР Р.А. Руденко в ЦК КПСС и укажите название упомянутых в
тексте органов (в виде аббревиатуры).
“Органы ведут большую профилактическую работу по предупреждению
преступлений, а также локализации возникающих в ряде мест
группирований политически вредного характера. За последние пять лет
выявлено 3096 таких группирований… В целях более решительного
пресечения нежелательных проявлений со стороны антиобщественных
элементов, считали бы целесообразным разрешить органам делать в
необходимых случаях официальное письменное предупреждение от имени
органов власти с требованием прекращения проводимой ими политически
вредной деятельности и разъяснением последствий, которые может повлечь
за собой ее продолжение”.
4. Установите соответствие между внешнеполитическими событиями в СССР
и их датами.
СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) начало СССР войны в Афганистане 1) 1975 г.
Б) подписание в Москве советско-американского договора об ограничении
систем противоракетной обороны 2) 1968 г.
В) введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию 3) 1972 г.
Г) подписание в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и
сотрудничеству в Европе 4) 1979 г.
5) 1989 г.
5. Приведите в соответствие фамилии поэтов и писателей и названия
написанных ими произведений:
А) А. Солженицын 1. «Плаха»
Б) К. Симонов 2.
«Наследники Сталина»
В) В. Распутин 3.
«Архипелаг ГУЛАГ»
Г) Е. Евтушенко 4. «Уроки
французского»
Д) Ч. Айтматов 5. «Живые и
мертвые»
6. Прочтите отрывок из письма к Всесоюзному съезду Союза советских
писателей и укажите автора. «Литература, которая не есть воздух
современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль
и тревогу… не заслуживает даже названия литературы. Уже три года
ведется против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи…
безответственная клевета: что я срок отбывал как уголовник или сдался
в плен, “изменил Родине”, “служил у немцев”. Так истолковываются 11
лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина».
А) М. Булгаков
Б) Б. Пастернак
В) В. Астафьев
Г) А. Солженицын
7. Прочтите отрывок из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и
напишите фамилию автора.
«…Правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить
конкретную дату начала вывода войск в течение 10 месяцев. Дата эта
установлена, исходя из того, что подписание соглашений об
урегулировании состоится не позже 15 марта 1988 г.»
8. Установите соответствие между названиями периодов советской истории
и их датами.
Название периодов Дата
А) «оттепель» 1) 1921
– 1928гг.
Б) «перестройка» 2)
1928-1941гг.
В) «эпоха застоя» 3) 1953 –
1964гг.
Г) «нэп» 4)
1964-1985гг.
                                                                        
5) 1985 – 1991гг.
9. Какие три из перечисленных ниже понятия характеризуют постсоветский
период?
а) парламентаризм
б) акционирование
в) тоталитаризм
г) приватизация
д) эвакуация
ж) стагнация
10. Установите соответствие между именами исторических деятелей и
событиями, процессами произошедшими с их участием.
Деятели события,
процессы
А) Ю.А. Гагарин 1) испытание первой советской атомной
бомбы
Б) А.Н.Косыгин 2) разрешение свободной выдачи паспортов
                                                колхозникам
В) Н.С.Хрущев 3) первый полёт человека в космос
Г) А.А. Сахаров 4) проведение экономических реформ в
                                            промышленности
                                          5) диссидентское движение


С 1. Соотнесите факты из биографии
1. И. Б.Тито 2. Имре Надь 3. А.Дубчек 4.
Лех Валенса 5. С.Милошевич
а) югославский политик. Возглавлял югославскую компартию, после
распада страны был избран президентом Сербии, а затем – Югославии.
Проводил жёсткую политику в отношении оппозиции и национальных
меньшинств страны. После агрессии НАТО против Югославии потерпел
поражение на выборах и вскоре был выдан новым руководством Западу.
Предан суду Международного трибунала по военным преступлениям в бывшей
Югославии. Умер в тюрьме в Гааге, не дожив до суда.
б) польский политик. Возглавил летом 1980 г. польский независимый
профсоюз «Солидарность», став главным оппонентом коммунистического
правительства страны. После введения в стране военного положения был
арестован. Получил Нобелевскую премию мира. На первых свободных
выборах был избран президентом Польши.
в) венгерский политик, коммунист. Занимал пост премьер-министра
Венгрии. Возглавлял правительство во время народного восстания 1956 г.
Объявил о выходе Венгрии из ОВД и потребовал вывода советских войск из
страны. После подавления восстания был осуждён и казнён.
г) чехословацкий политик. В 1968 г. возглавил компартию Чехословакии.
Во время «Пражской весны» поддержал реформистские силы в стране. После
ввода советских войск в страну был вывезен в СССР. Затем был снят с
должности и исключён из партии. После «бархатной революции» возглавил
чехословацкий парламент.
д) руководитель послевоенной Югославии. Коммунист, возглавлял
партизанское движение во время Второй мировой войны. После окончания
войны, встав во главе Югославии, пытался проводить самостоятельную
политику, что стало причиной конфликта с советским руководством.
С2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В результате начатой в 1965г. под руководством А.Н. Косыгина
экономическая реформа по совершенствованию планированию и
стимулированию труда производителей произошёл прирост национального
дохода СССР, увеличение валового общественного продукта.
Укажите не менее двух положений, отражающих её итоги в 1970-е гг.
Приведите не менее двух причин, которые предопределили судьбу реформы.
- Косыгину удалось лишь частично осуществить замысел реформы в
промышленности.
- реформа в начале 1970г. была постепенно свернута
- противоречивый характер реформы, в ходе которой была сделана попытка
соединить административно командные и экономические методы управления
производством
- партийно-государственная номенклатура, пришедшая к власти после
смещения Н.С. Хрущева, стремилась к стабильности, а не к реформам, её
устраивало замедление хода реформы
- министерства и ведомства работали по старому, тормозя развитие
самостоятельности предприятий
- в отличие от развитых стран, переходящих к высокотехнологичным
производствам, в СССР традиционно приоритетным считалось экстенсивное
развитие тяжёлой промышленности, рост количества предприятий .
-преобразования в экономике не сопровождались изменениями в
политической и социальной сферах.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1 вариант
Уровень А
1-в 6- б 11-а 16-б 21-б 26- б
2-а 7- б 12-г 17-г 22-в 27-г
3-г 8- б 13-б 18-а 23- б 28-г
4-а 9-в 14-б 19-в 24-в 29-г
5-в 10- б 15-г 20-а 25- в 30- а

2 вариант
Уровень А
1-г 6- б 11-г 16-г 21-г 26- б
2-а 7- б 12-а 17-б 22-г 27-а
3-г 8- а 13-б 18-в 23- а 28-б
4-б 9-а 14-а 19-а 24-в 29-г
5-в 10- б 15-б 20-б 25- б 30- а

Уровень В.
1. в,б,а,г
2. А-2, Б-3, В-1, Г-4
3. КГБ
4. А-4,Б-3,В-2,Г-1
5. А-3,Б-5,В-4, Г-2, Д-1
6. Г
7. М.С.Горбачёв
8. А-3,Б-5, В-4,Г-1
9.А,Б,Г
10. А-3,Б-4, В-2, Г-5
Уровень С.
С. 1.
1.д, 2.в, 3.г, 4.б, 5.а
С 2.
- Косыгину удалось лишь частично осуществить замысел реформы в
промышленности.
- реформа в начале 1970г. была постепенно свернута
- противоречивый характер реформы, в ходе которой была сделана попытка
соединить административно командные и экономические методы управления
производством
- партийно-государственная номенклатура, пришедшая к власти после
смещения Н.С. Хрущева, стремилась к стабильности, а не к реформам, её
устраивало замедление хода реформы
- министерства и ведомства работали по старому, тормозя развитие
самостоятельности предприятий
- в отличие от развитых стран, переходящих к высокотехнологичным
производствам, в СССР традиционно приоритетным считалось экстенсивное
развитие тяжёлой промышленности, рост количества предприятий .
-преобразования в экономике не сопровождались изменениями в
политической и социальной сферах.

  
4.ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. История Самыгин П.С. -М.: ИНФРА –М, 2014. С.457-460.
Дополнительная:
1. Гришина В.В. От Хрущева до Горбачева.- М., 1996. — С. 30—56.
2. Брандта В. Воспоминания.- М., 1991. — С. 197—211.
3. Жискар д’Эстена В. Власть и жизнь.- М., 1990. — С. 68—128.
4. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
5. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
6. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
7. Конституция СССР 1977 г.
8. Кунаева Д.А. О моем времени.- Алма-Ата, 1992. — С. 179—251.
9. Никсона Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и
возрождении.- М., 1992. — С. 376
10. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
11. Россия и мир в XXI веке /Под ред. Кузык Б.Н. Издание второе. – М.:
Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
12. Шелест П.Е. Да не судимы будете. - М., 1995. — С. 261, 268, 415,
421, 572.
13. Штраус Ф.Й. Воспоминания. - М., 1991. — С. 439—463.
14. Ярринг Г. До гласности и перестройки.- М., 1992. — С. 146—155).


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Леонид Ильич Брежнев (1906—1982) прошел богатый жизненный путь.
Ремесленное училище и завод, служба в армии, комсомольская и партийная
работа в довоенные годы. В условиях массовой чистки партийных кадров в
30-е гг. быстро выдвинулся по партийной линии, став секретарем обкома
партии. В годы войны — начальник политотдела 18-й гвардейской армии,
начальник политуправления фронта. В послевоенные годы — первый
секретарь Запорожского и Днепропетровского обкомов КП Украины, первый
секретарь ЦК КП Молдавии, секретарь ЦК КПСС. После смерти Сталина и
кратковременной опалы благодаря поддержке Хрущева стремительно
поднялся дальше вверх по ступеням партийной лестницы — первый
секретарь ЦК КП Казахстана, секретарь ЦК КПСС и член Президиума ЦК. В
1960—1963 гг. — Председатель Президиума Верховного Совета СССР, а
затем — второй секретарь ЦК КПСС. В 1964 г. стал одним из главных
инициаторов и руководителей смещения Хрущева с руководящих постов в
партии и государстве, заняв его место партийного лидера. С 1977 г.
одновременно являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
По своим личным качествам Брежнев всегда был общительным и
доброжелательным, добрым и мягким к родным и близким, вполне мог пойти
навстречу тем, кто просил его о помощи и поддержке. Обладал чувством
юмора, был интересным собеседником. Он не был злопамятным человеком.
Любил прогулки на свежем воздухе, плавание. Даже в период тяжелой
болезни в последние годы жизни мог проплыть в море более километра.
Был страстным охотником и автолюбителем. Любил возиться с голубями. С
интересом смотрел кинофильмы, особенно о войне.
Брежнев не был ни выдающимся теоретиком, ни блестящим организатором. И
сам это понимал. По его выражению, главным в политической оценке своей
личности он считал учет психологии людей и умение подобрать кадры. В
тоталитарной системе эти качества для лидера были, безусловно,
определяющими. Но своими данными, уровнем образования и культуры,
авторитетом в партийно-государственном аппарате первоначально он
походил не на лидера великой державы, а на время оказавшегося на этом
посту секретаря обкома партии.
Позже, в начале болезни, Брежнев утратил чувство реальности
происходящего, стал более подвержен откровенной лести, как дитя
радовался многочисленным наградам и премиям, которые искренне
воспринимал как всенародную оценку его труда. В результате к концу
жизни Брежнев был награжден 122 орденами и медалями.

  
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008 ) — выдающийся русский
писатель и общественный деятель. Уже в годы Великой Отечественной
войны, активным участником которой он был, Солженицын выступал против
пороков существовавшей в стране общественной системы, за что был
арестован и в 1945—1953 гг. отбывал наказание в сталинских лагерях, в
1953—1956 гг. — в ссылке. Лишь после XX съезда КПСС он смог вернуться
к активной литературной работе. Неудивительно, что первыми его
произведениями периода «оттепели» стали два коротких рассказа — «Один
день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», опубликованные в начале 60-х
гг. в «Новом мире». Главная их тема — сохранение человеческой души в
условиях тоталитарного режима, внутреннее противостояние ему как в
лагерных застенках, так и в простой советской глубинке. Этой же
проблематике он посвятил и свои последующие крупные работы («В круге
первом», «Раковый корпус» и др.). Однако наибольшую известность в СССР
и в мире он приобрел как автор художественного исследования «Архипелаг
ГУЛАГ». За эту работу Александр Исаевич был удостоен Нобелевской
премии в 1970 г., но именно за нее же подвергся преследованиям со
стороны властей. За свои взгляды Солженицын в 1974 г. был отправлен в
изгнание (вначале жил в ФРГ, а с 1976 г. — в США). Крупнейшим
произведением этого периода стало «Красное колесо», в котором на
огромном фактическом материале автор глубоко исследует причины
революционного взрыва 1917 г., политические и идейные платформы разных
сил, одним из первых ставит вопрос об альтернативности развития страны
в этот сложный период. В 1994 г. А. И. Солженицын вернулся в Россию,
где наряду с литературной работой большое внимание уделяет оказанию
практической помощи в нравственном возрождении российского общества.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1989) был одной из самых ярких
исторических фигур XX в. Выходец из семьи дворян-интеллигентов,
сторонников либерального переустройства России. Дед Андрея Дмитриевича
был известным адвокатом, дружил с В. Г. Короленко, Ф. Н. Плевако, В.
В. Вересаевым. Отец был известным ученым-физиком, преподавателем МГПИ.
Мать преподавала гимнастику в одном из учебных заведений. Уже в
предвоенные годы Андрей Дмитриевич сложился как талантливый физик, а в
послевоенный период стал одним из крупнейших в мире специалистов в
различных областях этой науки: магнитной гидродинамике, физике плазмы,
управляемого термоядерного синтеза, элементарных частиц, астрофизики,
гравитации и т. д. Его по праву называют «отцом советской водородной
бомбы», испытанной в 1953 г. Тогда он был уверен в том, что это
изобретение способно предотвратить новую мировую войну, так как будет
сдерживающим фактором для возможного агрессора. Он был самым молодым
академиком АН СССР, был трижды удостоен высокого звания Героя
Социалистического Труда. Со временем Сахаров отчетливо осознал
необходимость преодоления раскола мира на две враждующие системы и
выступил одним из горячих приверженцев теории конвергенции. Человек
кристальной чистоты, порядочности и смелости, он (как, впрочем, и
другие крупные ученые — создатели ядерного оружия) уже в 50-е гг.
активно выступил за прекращение испытаний ядерного оружия, а в конце
60-х — начале 70-х гг. стал признанным лидером правозащитного движения
в СССР. «Совестью нации и эпохи» называли этого человека многие
современники. В своей известнейшей работе «Размышления о прогрессе,
мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.) он описал
угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности: ядерная война,
голод, возможная экологическая и демографическая катастрофы,
дегуманизация общества, расизм и национализм, диктаторские
террористические режимы. Выход из сложившейся ситуации он видел в
демократизации и демилитаризации общества, утверждении
интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе,
сближении двух систем и их взаимообогащении. После этой работы Сахаров
был отстранен от секретных военных разработок и за ним был установлен
жесткий контроль со стороны КГБ. За свою выдающуюся правозащитную
деятельность в 1975 г. Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира,
для получения которой власти не разрешили ему покинуть СССР. После
ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Сахаров выступил
с решительным протестом против этого шага, который, по его мнению,
приведет к срыву политики разрядки и к гибели тысяч советских солдат.
За это в январе 1980 г. он был лишен всех государственных наград и
сослан в Горький, где продолжил правозащитную деятельность. Лишь в
декабре 1986 г. был возвращен в Москву в условиях начавшейся
«перестройки». В 1989 г. Андрей Дмитриевич был избран народным
депутатом СССР. Им был разработан проект новой конституционной страны,
однако вынести его на обсуждение он не успел — в декабре того же года
Андрей Дмитриевич умер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Андрей Андреевич Громыко (1909—1989) был одним из наиболее влиятельных
политиков брежневской эпохи. После окончания экономического института
в 1932 г. и аспирантуры исполнял обязанности ученого секретаря
Института экономики АН СССР. В условиях острой нехватки кадровых
дипломатов после репрессий 1937—1938 гг. в числе других был направлен
в 1939 г. на дипломатическую работу, сразу получив высокий пост
заведующего Отделом американских стран Наркоминдела СССР. Вскоре был
направлен советником посольства, а затем назначен послом СССР в США. В
1946—1948 гг. являлся первым представителем СССР в ООН, одновременно
был назначен заместителем министра иностранных дел СССР. В 1952—1953
гг. — посол в Великобритании, а с 1953 г. — первый заместитель
министра иностранных дел. После отстранения от должности министра Д.
Т. Шепилова летом 1957 г. Громыко становится министром иностранных дел
СССР и занимает этот пост без малого тридцать лет. Многочисленные
иностранные коллеги по переговорам за жесткость и неуступчивость часто
называли его «господином НЕТ». Наряду с другими ближайшими соратниками
Л. И. Брежнева Громыко несет прямую ответственность за принятие
решения о направлении советских войск в Афганистан в 1979 г. В
1983—1985 гг. Громыко был одновременно первым заместителем
Председателя Совета Министров СССР. К моменту смерти К. У. Черненко
Громыко, как самый авторитетный член Политбюро, дал согласие на
выдвижение М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК в обмен на
предоставление ему почетного поста Председателя Президиума Верховного
Совета СССР. На этом месте он и проработал почти до самой смерти в
1989 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Даты и события
• 1965 г. 18 марта — Выход летчика-космонавта А.А. Леонова в открытый
космос
• 1965 г. — Реформа хозяйственного механизма управления экономикой в
СССР
• 1965 г. — начало движения диссидентов
• 1966 г. 6 июня — Постановление ЦККПСС и СМ СССР «Об общественном
призыве молодежи на важнейшие стройки пятилетки»
• 1968 г. 21 августа — Интервенция стран ОВД в Чехословакию
• 1971 г, 30 марта-9 апреля — XXIV съезд КПСС
• 1972 г. 26 мая — Подписание в Москве «Основ взаимоотношений между
СССР и США». Начало политики «разрядки»
• 1974 г. — «бульдозерная» выставка в Москве
• 1975 г. 15–21 июля — Совместный советско-американский эксперимент по
программе «Союз-Аполлон»
• 1975 г. 30 июля-1 августа — Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Подписание Заключительного акта
33 странами Европы, США и Канадой
• 1977 г. 7 октября — Принятие Конституции «развитого социализма» СССР
• 1979 г. 24 декабря — Начало интервенции советских войск в
Афганистане
• 1980 г. 19 июля-3 августа — Олимпийские игры в Москве
• 1982 г. 24 мая — Принятие Продовольственной программы
• 1986 г. 26 апреля — Авария на Чернобыльской АЭС
• 1987 г. июнь-июль — Начало политики «перестройки» в СССР
• 1988 г. 28 июня-1 июля — XIX конференция КПСС. Начало политической
реформы в СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
«Минусы и плюсы эпохи Брежнева»
      Плюсы эпохи Брежнева Минусы эпохи Брежнева
• 1.В 1965 г. началось внедрение в промышленность СССР рыночных
отношений (хозрасчета). В итоге 8-я пятилетка (1966 - 1970 гг.) стала
самой успешной в советской истории и получила название «золотой». Было
построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти.
Да и в последующих годах советские граждане, мягко говоря, не
бедствовали - жизнь в СССР была дешевой и в общем-то комфортной.
• 1.Застой в экономике начался, когда в начале 70-х мировые цены на
нефть утроились, а в Западной Сибири нашли нефть. СССР с удовольствием
сел на нефтяную иглу, а Брежнев потерял интерес к реформам. С этого
момента для руководства страны было главным не модернизировать СССР, а
сохранить стабильность. Даже ценой беспросветной деградации экономики.
Очереди за дефицитом становились все длиннее, а список «доступных
товаров» для обычного человека - короче.
2.При Брежневе СССР одержал новую космическую победу над американцами
- Алексей Леонов совершил первый выход человека в космос. В 1971 году
СССР выводит на орбиту первую в мире станцию «Салют-1». 2.Проигрыш
Луны. Несмотря на усилия промышленности, запустить человека на Луну у
СССР не получилось. Это сделали американцы в 1969 году.
• 3.Несмотря на относительную мягкость правления Леонида Ильича, на
международной арене СССР наращивал свой авторитет. Иногда с помощью
жесткой руки. На угрозу распада Варшавского блока, который пыталась
организовать в 1968 году Чехословакия, Москва отреагировала
решительно. За 36 часов армии стран Варшавского Договора почти
бескровно установили полный контроль над Чехословакией и подавили
«пражскую весну». 3.События в Праге спровоцировали антисоветские
настроения в мире, и особенно - в Восточной Европе. В СССР
активизировались диссиденты, и КГБ принялся «завинчивать гайки».
• Бархатные репрессии.


• • •
• 4. Борьбу с инакомыслием Брежнев старался сделать предельно мягкой.
Когда в 1968 году «отец водородной бомбы» академик Андрей Сахаров
высказал идею «постепенного сближения капитализма и социализма», его
всего лишь отстранили от секретных работ. И только через 10 лет, когда
Сахаров выступает против введения войск в Афганистан, его лишают всех
наград и ссылают в Горький (Нижний Новгород). 4.В отличие от
хрущевской «оттепели» при Брежневе исчез даже намек на свободу слова.
Искусство стало абсолютно партийным. Писатели, поэты, художники, не
желающие писать бесконечные «ленинианы», мечтают уехать на свободный
Запад.

5. В отличие от эпохи Сталина при Брежневе исчезла атмосфера
всеобщего страха. Даже диссиденты особо не боялись за свою жизнь.

5. Отвращение к фальшивой официальной пропаганде среди интеллигенции
становится всеобщим. Возможно, именно это и спровоцирует то, что одни
называют перестройкой, а другие - гибелью СССР.
• •
6. Брежневское время - «золотой век» для военных. К началу 70-х годов
СССР догнал США по ядерной мощи. Разработки армейских конструкторов
тех лет до сих пор на вооружении Российской армии.
• 6. Гонка вооружений и разрядка
• Наращивание милитаристской мощи СССР при Брежневе аукнулось
чудовищными тратами для бюджета и подрывом и так дышащей на ладан
экономики.

7. При Брежневе началось новое Великое строительство - в апреле 1974
года на XVII съезде ВЛКСМ была объявлена ударная комсомольская стройка
- БАМ. Ее значение оценивалось как стратегическое. Новая дорога должна
была поднять на новый уровень развитие Дальнего Востока. • 7. Но
недаром в эпоху Брежнева было популярно слово «долгострой». БАМ был
построен только через 30 лет. И пока не ясно - окупит ли себя эта
комсомольская стройка, которая обошлась в многие миллиарды долларов.
Сейчас поезда там ходят очень редко.
8. Брежнев добился, чтобы в Москве прошли Олимпийские игры. Рекордное
число медалей за всю историю олимпизма - 197 (в том числе 80 золотых)
- завоевали советские спортсмены. Москвичи до сих пор с удовольствием
вспоминают этот триумфальный 1980 год, когда они вдруг обнаружили
полные прилавки магазинов. 8. Олимпиада-80 обернулась скандалом. США
и некоторые из их союзников бойкотировали игры. Нехорошим словом
Олимпиаду (и заодно и столичных жителей) поминают те, кто пытался
приехать в эти дни в Москву. Столицу страны тогда закрыли для
иногородних, оставив москвичей с магазинным изобилием «один на один».
9. СССР продолжает бороться с США за влияние в мире. Не желая терять
влияние над Афганистаном, Брежнев вводит войска и демонстрируя военную
мощь Союза.

9. СССР ввязался в неудачную войну. Афганские моджахеды при поддержке
США превратились в ударный отряд антисоветской войны. За 9 лет через
Афганистан прошли полмиллиона советских военных. Около 15 тысяч были
убиты (по неофициальным данным - до 40 тыс.).
10. В 1973 году в СССР стала продаваться пепси-кола. Начато
строительство заводов по производству пепси в Советском Союзе (первый
- в 1974 г. в Новороссийске). • 10. Появление пепси на советском
рынке - начало грустной тенденции, которая преследует российскую
промышленность и поныне. Широко открывая двери для иноземных товаров,
мы до сих пор не научились продвигать на международный рынок
собственные.

.  .  .